Что такое сведение трека и мастеринг

Многочисленные наблюдения за работой различных звукорежиссеров приводят к убеждению в том, что умение делать сведение и мастеринг – это настоящий дар, встречающийся у людей намного реже музыкального слуха. Если при работе с графикой используют откалиброванный монитор, не искажающий картинку и точно передающий цвета, то в случае со звуком нужны хорошие колонки. Это будет единственным ориентиром для нас. Иногда могут помочь специальные наушники для сведения и мастеринга, но всё-таки специалисты работают в основном с колонками.

В отличие от видеомониторинга, работа со звуком гораздо тяжелее. Всё дело в звуковых волнах. Они имеют свойство отражаться от пола, потолка, стен и различных предметов. Причем свойства отражения будут меняться в зависимости от высоты волны. В данной статье мы подробно расскажем о такой непростой деятельности, как сведение и мастеринг на примере домашней студии звукозаписи. Итак, приступим.

Сведение

Начнем с определения данного термина. Сведение – это процесс обработки звука до мастеринга, включающий в себя шесть стадий:

  • нормализацию;
  • компрессию;
  • эквалайзинг;
  • фильтрацию шума;
  • панорамирование;
  • звуковые эффекты.

Разберем их по порядку.

Нормализация

Во-первых, нормализация является процессом обработки звука. А во-вторых, это первая стадия в борьбе за громкость музыки. Нормализацию можно сделать в программе Cool Edit Pro, о которой будет рассказано ниже. Для этого заходим в пункт меню Effects и выбираем Amplitude-Normalize.

Компрессия

Компрессия – это очень ответственный шаг в такой сфере, как сведение и мастеринг. Именно она отличает профессиональные записи от любительских. Уделив отработке динамики достаточно времени, вы получите высокое качество.

Причины сложности

  1. Если эффект сделан правильно, то он весьма тонок, но при этом чувствуется в записи. Хотя его нельзя услышать так, как, например, флэнжер.
  2. Компрессор не может работать всё время. Большую часть времени вы слышите звук без его участия. Поэтому диаграммы работы компрессора и его уровня здесь почти незаменимы.
  3. Нельзя считать все компрессоры одинаковыми. Несмотря на простоту идеи – понижение уровня сигнала при переходе через порог, исполнение может быть разным.

Использование качественного компрессора поможет сгладить все недостатки звучания.

Основы компрессии

Наиболее распространенная аналогия – звукотехник, крутящий регулировочные ручки и следящий за уровнем сигнала. То, насколько он их прокрутит, называется отношением (ratio). Например, отношение 3:1 означает, что при превышении сигналом порога в 3 дБ инженер отрегулирует ручки так, чтобы сигнал превысил порог на 1дБ.

Эквалайзинг

Эквалайзинг – это частотная коррекция композиций и один из самых ответственных моментов перед мастерингом. Любая частотная подгонка проводится до обработки композиции другими эффектами.

Те, кто разбирается в таком деле, как сведение и мастеринг, знают, что эквализация вокала является большой проблемой почти для всех. Если неплохое звучание ещё можно имитировать качественными сэмплами, то плохо записанный голос уже ничем не исправишь. Практически ни у кого из любителей нет дорогого студийного микрофона, а если есть, то он, как правило, неправильно подобран. В профессиональной записи правильно подобранный микрофон – половина успеха. Вторая половина – это правильно обработанный голос. Из-за того, что у материала изначально низкое качество, к голосу следует относиться с двойным вниманием.

Фильтрация шума

Если при записи звука в домашних условиях использовать динамический микрофон, напрямую подключенный к звуковой карте, то в полученном файле появится много нежелательных шумов. Часть из них поможет избежать простая предусмотрительность: выключение телевизора, закрытие окна, проверка устойчивости микрофонной стойки, ношение мягкой обуви и т. д. Однако некоторые источники шума так не убрать. Например, шум электрогитары или самого микрофона, подключенного к звуковой карте через линейный вход.

Панорамирование

До процедуры мастеринга вокал необходимо распределить между ушами слушателя. Или, как говорят звукорежиссеры, между правым и левым каналом. Это распределение и называется панорамированием. В домашней студии оно проводится при помощи регуляторов панорамы. В английских версиях программ они обозначаются как pan.

Проще всего заниматься панорамированием в наушниках, но надо будет обязательно проверить результат собственной работы, прослушав готовый микс в колонках.

Звуковые эффекты

Чтобы получить «вкусный» микс, добавлять звуковые эффекты нужно так же, как специи, сахар и соль в пищу. Это словно макияж для записи (ведь все артисты наносят его перед выходом на сцену). Звуковые эффекты наполняют музыку магическим содержанием и придают ей чувство полёта. Они применяются как в сочетании друг с другом, так и отдельно один от другого.

Читайте также:  Судоку для windows 10

Что такое мастеринг?

Иногда в процессе записи может обнаружиться грубая ошибка. В этом случае музыканты шутят: «Поправим на мастеринге». Смысл этой шутки такой же, как и у знаменитого выражения: «Горбатого исправит могила». Если сведение – это процесс создания одного трека из множества моно- и стереотреков, то мастеринг – дальнейшая работа с получившимся результатом. Она предполагает последнюю обработку записи перед ее выпуском в массовое производство на дисках.

Итак, мы определились с тем, что такое мастеринг. Теперь выясним, сколько он включает этапов. Их всего пять:

  1. Профессиональное звучание. Главная задача этого этапа – добавить к существующей записи финальные штрихи. Нужно выровнять уровни, проанализировать общее сглаживание трека и т. д. В общем, необходимо сделать звук профессиональным.
  2. Общая созвучность целого диска. Не меньшего внимания требует созвучность всех композиций диска вместе при последовательном проигрывании. Всё ли ровно звучит? Есть ли несовпадения уровней? Имеет ли компакт-диск собственный «характер»? На этом этапе важно добиться минимальной разницы между звучанием отдельных треков с учётом общей картины.
  3. Подготовка к тиражированию. Этим занимаются на заводе.
  4. Специфика аналогового звучания. Здесь сложно сказать что-то однозначное, но в целом аналоговое оборудование является источником дополнительных нелинейных искажений. Благодаря этому звук становится намного лучше. К примеру, аналоговый эквалайзер может привносить едва заметные поканальные фазовые задержки. Высокоточный цифровой эквалайзер не имеет такого «недостатка». Но это не значит, что он более музыкален. В случае обогатителей и компрессоров всё еще сложнее. Хотя именно эта специфика аналоговой обработки придает музыке глубину, яркость, басовитость и теплоту, делая более приятным общее звучание.

Программы для мастеринга и сведения

На эту тему существует масса обзоров в Интернете. Мы же расскажем о двух, самых лучших, на наш взгляд, программах. Для сведения подойдет Cool Edit Pro, у которой прекрасный интерфейс и широкие возможности для работы со стереофайлами. Для мастеринга рекомендуем T-Racks24. Она эмулирует несколько ламповых устройств: лимитера, компрессора и эквалайзера. Большинство авторитетных специалистов хвалят теплоту и мягкость ее аналогового звучания.

Эффекты мастеринга

  • Эквалайзеры (формирование баланса).
  • Экспандеры, лимитеры и компрессоры (динамический диапазон записи). Для того чтобы работать с динамикой определенного частотного диапазона, понадобятся многополосные динамические эффекты.
  • Эффекты стереообраза (расширят пространство звучания).
  • Ревербератор (добавит дополнительный блеск для записи).
  • Подавители шума (фильтрация шумов).
  • Гармонический эксайтер (помощь в оживлении записи).
  • Максимизатор громкости (увеличение громкости записи с одновременным ограничением пиков).

Заключение

Теперь вы знаете, что такое мастеринг и сведение. Надеемся, статья оказалась вам полезной. И напоследок, запомните: чтобы достичь высот в этой сфере, нужно хорошо овладеть техническими приёмами сведения треков, а также культивировать и воспитывать в себе собственное ощущение и вкус звука, создавая тем самым неповторимый саунд.

Запись инструментов и вокала на студии – это только первый шаг в создании песни. После подбора наиболее удачных дублей и тюнинга вокала трек отправляется на сведение и мастеринг.

О том, что это такое и для чего это нужно, мы расскажем в статье.

Основные этапы сведения звука

Упрощенно, сведение – это процесс микширования записанных дорожек и создание из них законченной песни с собственным характерным звучанием.

В процессе сведения можно выделить несколько основных этапов:

  • установка музыкального баланса;
  • панорамирование инструментов;
  • эквализация и динамическая обработка;
  • формирование акустического пространства;
  • артистическая обработка.

ВАЖНО! О записи и сведении

Не думайте, что сведение «все вытянет». Если запись изначально сделана некачественно, то и конечный результат будет плохим.

Инженер работает только с тем материалом, который у него есть. Он не сможет убрать клиппинг, поправить недотянутые бэнды и сделать яркой и четкой бубнящую гитару.

Поэтому, прежде чем отдавать записанный материал на сведение, убедитесь, что он звучит так, как вы задумали.

Подготовка к сведению

Прежде чем начать сводить трек, к этой работе необходимо подготовиться. Неважно, будете ли вы заниматься микшированием самостоятельно или наймете для этого профессионала. Описанные ниже действия в любом случае нужно выполнить.

Проверьте записанный материал.

  1. Убедитесь, что вы записали все нужные инструменты. Проверьте тональность и темп. Убедитесь, что все дорожки имеют одинаковое качество и битрейт.
  2. Если нужно, сделайте тюнинг вокала и синхронизируйте точность попадания инструментов в барабаны.
  3. Подготовьте демо-запись песни. По этому черновику звукоинженер будет следить за соблюдением правильного расположения дорожек и вступления партий.
  4. Подготовьте референсные треки. Используйте записи ваших любимых групп. Референсы нужны, чтобы инженер понимал, какого звука того или иного инструмента вы хотите добиться.

Установка музыкального баланса

Хороший звукоинженер выстраивает каждый новый микс с нуля. Для этого он создает новый пустой проект в DAW, где задает темп песни и ее тональность. И только после этого начинает применять плагины и эффекты.

Перед началом работы выставьте все настройки громкости и панорамирования в нулевое положение. Этот процесс называется нормализацией. Обратите внимание, так нужно поступить со всеми инструментами. И солирующими, и выполняющими роль подложки. Нужный уровень громкости для каждой дорожки будет установлен на этапе динамической обработки.

ВАЖНО! Следите за уровнями

Проверьте, чтобы ни одна дорожка не перегружалась. Если нужно, понизьте уровень громкости на 3 – 12 дБ. Не бойтесь, что трек будет звучать тихо. На следующих этапах громкость будет увеличена.

Читайте также:  Приложение для замены фона на фото

Панорамирование инструментов

Вторым этапом сведения является расположение инструментов в виртуальном звуковом пространстве. Жестких правил панорамирования нет. Каждый звукоинженер решает это задачу по-своему. Но в современной музыке принято располагать бочку, бас и вокал по центру. Остальные инструменты разводят по каналам.

С помощью панорамирования звукоинженеры решают следующие задачи:

  • применение спецэффектов (например, перемещение звука из одного канала в другой);
  • распределение инструментов в стерео-панораме;
  • создание объемного звучания трека;
  • равномерное распределение звуковой энергии по каналам;
  • ликвидация частотных конфликтов инструментов.

Более подробно о расположении звуков в виртуальном пространстве вы можете почитать в статье “Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве“.

Эквализация и динамическая обработка

Главная задача эквализации – избежать частотных конфликтов. Например, чтобы бас и бочка звучали вместе, а не перекрывали друг друга.

Обратите внимание, эквализация нужна не для кардинального изменения частотного баланса, а лишь для подчеркивания нюансов в звучании композиции.

То есть эквалайзером вы лишь немного корректируете звук.

На рисунке ниже изображены примерные частотные диапазоны различных инструментов.

Частотные диапазоны музыкальных инструментов

ВАЖНО! О низкочастотных звуках

На этапе работы с эквалайзером у каждого инструмента уберите все частоты до 50 Гц (для баса – до 20 Гц). В этом диапазоне нет «полезных» звуков. Это позволит вам убрать все низкочастотные «артефакты» и избавит ваш микс от «грязи» и «бубнежа».

После эквализации проводится динамическая обработка компрессором и лимитером. С помощью компрессора производится корректировка динамического диапазона как отдельных инструментов, так и звучания всего трека.

Используя компрессор, звукорежиссер может сделать звучание резким и хлестким или, наоборот, мягким и грувовым.

При работе с компрессором нужно быть очень внимательным. Любая ошибка в настройках может полностью развалить микс или сделать его плоским и пережатым. Применять компрессор нужно осторожно и только там, где это действительно необходимо.

На этапе динамической обработки звука можно добавить модуляционные эффекты (хорус, тремоло, флэнжер, фэйзер, энвелоп фильтр и т.д.).

Формирование акустического пространства

Следующий этап сведения – пространственная обработка. Другими словами, создание объемного, живого звучания композиции.

Дело в том, что в реальности источники звука находятся от нас на различном расстоянии. Соответственно мы слышим их с определенной задержкой и несколько размытыми. Этот эффект нужно использовать при микшировании. Для этого применяются эффекты реверберации и задержки (дилея).

С их помощью вы формируете пространство и объем вашей композиции.

Никаких правил в применении пространствнных эффектов не существует. В разных жанрах музыки они используются в разном соотношении. Например, в ambient ревер нередко выкручивают на максимум. В то время, как в экстремальных жанрах рок-музыки ревер почти не используют.

Во многих DAW существуют готовые пресеты реверберации и дилея. На первых порах лучше использовать их.

Артистическая обработка

Последним шагом сведения является артистическая обработка композиции.

На этом этапе происходит работа с художественными нюансами, добавляются разные «фишки» для украшения трека. Например, «пинг-понг» дилей для гитары или эффекты вамми и дисторшна на вокале.

На этом этапе все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но не стоит переусердствовать, потому что лишние эффекты могут испортить композицию.

Что такое мастеринг?

После сведения трек отправляется на мастеринг.

Основная цель мастеринга – финальная обработка готовой композиции и ее подготовка к тиражированию на физических и цифровых носителях. На этом этапе создается мастер-копия трека.

До наступления цифровой эры треки мастерились под стандарты звучания виниловых пластинок и аудио-кассет. Сегодня мастеринг делается с учетом требований интернет-площадок. Например, для корректной работы в iTunes треки мастерятся с некоторыми нюансами.

На этапе мастеринга звукорежиссер добавляет последние штрихи в музыкальное полотно. Это может быть обработка плагинами для эмуляции аналогового звучания, подъем или понижение громкости.

Заключение

Сведение и мастеринг – это по большому счету творческий процесс. Нет единых стандартов для любой композиции. Вы можете свести и отмастерить трек вопреки всем устоявшимся нормам, если того требует художественный замысел.

Поначалу лучше всего работать по референсам, копируя стиль и звучание ваших любимых артистов. Разобравшись в процессе, вы уже сможете самостоятельно выстраивать микс.

Ниже представлено видео, в котором наиболее понятно показано, как сведение и мастеринг влияют на конечное звучание песни.

Ма́стеринг (англ. mastering ) в широком смысле — процесс производства чего-либо, в ходе которого из исходных материалов создаётся экземпляр продукта, который служит эталонным образцом для тиражирования и называется мастер-копией.

Мастеринг звукозаписей — процесс подготовки и переноса записанной и сведённой фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования.

Читайте также:  Как найти сумму решений неравенства

Мастеринг видеозаписей — процесс подготовки и перевода изображения и звука с киноплёнки или другого носителя в цифровую или аналоговую форму для последующего тиражирования на оптических видеодисках или других носителях информации.

В современной звукорежиссуре, в связи с тем что значительная часть аудио- и аудиовизуального контента циркулирует исключительно в цифровом формате посредством цифровых компьютерных сетей без создания эталонных носителей [ уточнить ] , складывается и иное понимание мастеринга — как особой формы звуковой обработки законченного аудиоматериала [ источник не указан 194 дня ] .

Содержание

Общий обзор технологии [ править | править код ]

При подготовке к мастерингу полученные после записи исходники редактируются; при необходимости также осуществляется домонтаж/подмонтаж частей произведения. При необходимости могут применяться другие приёмы работы со стереофонограммой: шумоподавление, полосовая компрессия, расширение/сужение стереобазы и т. д. Таким образом и получают материал для создания каждой аудиокомпозиции.

Затем, когда все в отдельности композиции (мастер-треки) готовы, их собирают в нужном порядке, добавляют между ними переходы (напр. добавляются натуральные шумы и т. д.) либо паузы и получают окончательный продукт (аудиоальбом, фонограмму фильма, микстейп и т. д.)

Исходный материал обрабатывается путём эквализации и компрессии (лимитирования).

Для каждого вида издания (носителя) обычно применяются собственные настройки мастеринга в зависимости от типа носителя, аудиопотребителя и воспроизводящего звук прибора (особенностей его звучания) [ источник не указан 194 дня ] :

  • для кассеты нужно больше компрессии и высоких частот.
  • для «винила» обязательна низкочастотная обрезка и полная монофоничность низких частот.
  • для КД — «цифровая тишина» в начале и конце каждого трека, отделённого паузами.
  • для трансляции в радиоэфире или для звуковой дорожки к видеоклипу часто критичным является среднее значение динамической громкости (RMS).

Мастеринг обычно проводится в специально созданных для этого контрольных комнатах, оснащённых эталонными звуковоспроизводящими аудиомониторами. Как правило, мастерингом занимаются звукорежиссёры, имеющие доступ к высококачественному мастеринговому оборудованию и помещению, а также обладающие специфическими навыками и опытом, которых принято называть инженерами мастеринга [en] .

Современный мастеринг, вне зависимости от вида конечного продукта, принято разделять на аппаратный аналоговый и виртуальный цифровой. Мастеринговые студии аналогичным образом делятся на аппаратные аналоговые мастеринговые студии и виртуальные цифровые студии.

Аппаратный аналоговый мастеринг [ править | править код ]

Аппаратный аналоговый мастеринг — классический мастеринг звуковых фонограмм, при котором вся редакция осуществляется при помощи специальных аппаратных аналоговых и цифровых приборов. Как правило, это специальные прецизионные компрессоры, эквалайзеры, полосовые фильтры и т. д. (см. Студия звукозаписи); нередко такие приборы изготавливаются на заказ в единичном экземпляре или в крайне малой серии и содержат целый ряд бескомпромиссных технических решений, что приводит к их высокой стоимости. Аналоговый аппаратный мастеринг (при некоторых неизбежных технических проблемах) часто используют из-за его характерного окраса, придающего звучанию фонограмм особый шарм, определивший исторический стандарт профессионального музыкального звучания. Широкое распространение получил в связи с активной эксплуатацией динамических приборов обработки звука [ неизвестный термин ] , с середины XX века.

В том случае, когда для мастеринга используются цифровые приборы (цифровые спектропреобразователи, ревербераторы и др.), подключённые аналоговыми интерфейсами (вход/выход), мастеринг тоже считается аппаратным аналоговым, так как такие приборы в данном случае включены в аппаратную аналоговую цепь и содержат собственные цифровые конвертеры, которые тоже вносят свою характерную окраску в исходное звучание. Однако значительное количество мастеринговых студий предпочитает использование в тракте только аналоговых приборов обработки звука (маркировка [AAA]), чтобы не изменять звуковой сигнал процессом дискретизации.

При аппаратном аналоговом мастеринге нередко осуществляется также монтаж магнитофонных фонограмм. Для последующего издания на КД аналоговый мастер переписывается (оцифровывается) на цифровой носитель, после чего производится соответствующая разметка и запись PMCD (Premastered Compact Disc — подготовленный мастер-компакт-диск).

Виртуальный цифровой мастеринг [ править | править код ]

Виртуальный цифровой мастеринг (ремастеринг) — альтернативный к классическому аппаратному мастеринг звуковых фонограмм, в котором вся редакция осуществляется в виртуальной цифровой среде, как правило, внутри компьютерной системы с помощью звуковых редакторов или специального программно-аппаратного комплекса, в котором звук не проходит дополнительных аналогово-цифровых преобразований, оставаясь в цифровом формате. Получил широкое распространение с конца 1990-х годов.

При этом к виртуальной мастеринговой студии предъявляются требования меньшие, чем к аппаратным аналоговым студиям вследствие малобюджетности виртуальных студийных проектов.

В некоторых случаях первая стадия цифрового мастеринга производится методом перезаписи аудиоматериала с одного цифрового носителя на другой. Дальнейшее изменение первоначального звучания происходит посредством применения отдельных цифровых приборов (многополосных компрессоров, лимитеров-максимайзеров и некоторых других), которые включаются цепочкой, минуя собственные аппаратные конвертеры (АЦП/ЦАП). Результатом такого мастеринга должно стать создание образца PMCD, с которого собранный материал будет перенесён на мастер диск-для последующей репликации. Корректное создание PMCD является критическим моментом для успешного перевода материала на glass master, из которого будет созданы штампы для тиражирования CD.