Игра пираты карибского моря обзор

Морская романтика — вещь очень хрупкая. Один неверный шаг, и очарование баталий, ощущение причастности к Береговому братству, бесшабашные приключения исчезают, отступая перед бестактностью непрофессионалов. Невыразительная и банальная история с сокровищами, одна сюжетная ветка, прямая и тяжелая, как железная редакторская линейка, аркадный (!) режим плавания, кучка незамысловатых квестов, крайне неудобное управление и еще целый ящик неудобоваримых вещей… Разработчики сделали все, чтобы пиратский эпос на наших глазах опустился до уровня поделки с легким авантюрно-пиратским уклоном. Удалая корсарская жизнь? Забудьте. В якобы Карибском море в почете курьеры, грузоперевозчики и легкоатлеты. Флибустьерский дух здесь почти не ощущается.

Позорные трубы

Хотя первое впечатление формируют вовсе не перечисленные раздражители, а невероятная неряшливость игры. Даже без подсчета найденных игроками ошибок хочется предположить, что «Пираты Карибского моря» стали жертвой злостного саботажа, и в магазины попала не совсем финальная версия. Несовпадение имен/падежей и чудовищные грамматические ошибки в крайне убогих с точки зрения литературности диалогах четко указывают на специфику отношений автора оборотов «дешевая позорная труба» и «серебреное кольцо» с русским языком. Местами попадаются непереведенные названия кораблей и имена персонажей. Непонятно, с какого же языка делался перевод (косо посматриваем на Pirates of the Caribbean) — с русского на английский или наоборот? И вопрос дня: почему «там» главный герой наделен фамилией Hawk, а у нас — Хаук? Вдобавок ко всему угнетает огромный шрифт, с головой выдающий консольные корни проекта (к счастью, это исправит патч).

Скриншоты 69

Примитивный Корсарский Мирок

Сюжет выглядит слепленным наспех — настолько он куц (поклон в сторону Голливуда; если кто не в курсе, загляните сюда или в кинотеатры Москвы с 20-го августа), неинтересен и притянут за уши к общему антуражу. Делать какие-то сравнения с «Корсарами» нельзя ни в коем случае по двум причинам: 1) для той игры это оскорбление; 2) для «ПКМ» — незаслуженная похвала. Все наши странствия практически постоянно проходят под английским флагом, и это при том, что местный архипелаг поделен между пятью державами; к четырем известным зачем-то приплели Португалию. Чаще всего упор и в основных заданиях, и в побочных сделан на «профессию» посыльного (правда, нельзя не отметить, что некоторые квесты проходятся несколькими способами). Мы занимаемся доставкой писем и статуэток, попадаем в ловушку при перевозке какого-то сундучка, пару раз заглядываем в тюрьму, чтобы освободить/перевезти заключенного… До реализации случайных сюрпризов, которые могли бы выпадать игроку, скажем, в одном случае из ста, авторы не додумались, поэтому если что-то должно произойти, вас об этом известит скрипт. Лишь изредка унылые заплывы между островами перемежаются морскими баталиями и… сухопутными стычками.

При сходе с корабля на берег наблюдается превращение «ПКМ» в типичный TPS, страдающий рядом очень серьезных недоработок. Натаниэль, проводящий на суше не меньше времени, чем в море, не умеет ни прыгать, ни стрейфиться, ни нормально бегать — черепашье передвижение больше похоже на спортивную ходьбу. А ведь эти навыки в условиях новой боевой системы приобретают едва ли не первостепенную важность. Впрочем, новое в ней только одно — теперь драться приходится не один на один, а сразу со всеми, кто соизволит напасть, включая разбойников с большой дороги, злобных монстров-мартышек (второй поклон в сторону Голливуда) и скелетов. В нашем арсенале имеется один блок и два удара, плюс пистолет (достанете клад с севшей на мель посудины — получите неплохую четырехствольную игрушку; кстати, холодное оружие тоже имеет индивидуальные характеристики): сами понимаете, какая тут разнообразная анимация. В основном проблемы в бою вызывают идиотские выкрутасы камеры, неудобное управление и невозможность толком прикрыть тыл. Особо выделяется катастрофически тупой «респаун», самый убогий метод «оживления» стайерских дистанций, заставляющий испытывать к ним еще большее отвращение.

С бегом все не так однозначно. На первых порах кажется, что выросшие в размерах города — очередной источник головной боли; в «Корсарах» беспрестанные хождения по улицам в поисках нужного NPC или просто посещение ключевых зданий были весьма утомительны. В «ПКМ» процесс упростили, и в таверну, магазин, на верфь или к губернатору можно попасть посредством быстрого перехода. Удобно. Но. К постройкам, которые в категорию основных не занесли, — церковь, жилища «квестовых» персонажей и просто дома горожан, сделанные лишь для того, чтобы Нат, как последний ворюга, таскал оттуда какие-нибудь побрякушки, — приходится топать на своих двоих, честно проматывая экраны и осыпая проклятьями отсутствие функции ускорения времени в пеших прогулках. Решение очевидно, однако авторам оно, судя по всему, в голову не пришло, потому и нет в игре карт колоний и прилегающих к ним локаций, включая подземелья. Очень жаль, что вместе с накруткой счетчика километража герой не прибавляет в скорости…

Если «Акелла» задумает сделать еще один пиратский проект, такой параметр в списке наверняка появится. Пока же мы довольствуемся расширенным по сравнению с «Корсарами» набором скиллов и неоригинальными, но эффективными «перками». Принципиальных изменений в прокачке персонажа не наблюдается; как отмечает большинство игроков, в мире «ПКМ» больше всего ценятся фехтовальщики и канониры. Все остальные навыки факультативны и приносят пользу, только если вы планируете заниматься торговлей, контрабандой и т. д. Нанятые офицеры тоже получают свою долю опыта, набирая уровни, да еще и шатаются за нами по городу, оказывая посильную (и очень неплохую, если брать с собой прирожденных бретеров) помощь в локальных разборках. К счастью, в наличии мозгов им не откажешь — храбрецы смело атакуют врага при его приближении, используют лечебное зелье и стреляют из пистолетов, порой спасая нашу жизнь.

Водители фрегатов

Масштабная карта «Карибского моря» осталась нетронутой. Спасибо и на том. Правда, перемещение по ней осуществляется уже не по схеме «point’n’click», а с клавиатуры, по WASD, например. Этакие MicroMachines на море. Корабль, движущийся задом, — крайне увлекательное зрелище. Спешите видеть. Кроме того, карта позволяет легко избежать каких-либо трудностей на пути от одного острова к другому: достаточно вовремя заметить фигурку пиратского корабля, выныривающую из тумана, или грозовую тучу и быстро слинять в режим плавания. По возвращении обратно горизонт будет чист, как стекло. Может, проще было сделать телепортационные кабинки в тавернах?

Кульминация игры в «ПКМ» — покупка линкора, поскольку противостоять этой громаде, ведомой матерым капитаном, не могут ни эскадры, ни форты. Особенно при наличии соответствующих «перков» вроде увеличенной скорости, маневренности и дальности стрельбы орудий. Каждый выбирает свою дорогу к морскому величию, но идеальный маршрут уже составлен. На первых порах, если позволяет удача, — игра в кости. Затем торговля (в помощь начинающему купцу выдан журнал, из которого можно узнать, какие товары требуются в конкретных поселениях), а чуть позже — и контрабанда, прибыльное и рискованное дело; не очень ведь хочется после совершения сделки драться с солдатами и выяснять отношения с военным судном. Другие стандартные источники дохода скрываются в необязательных квестах вроде доставки груза или эскорта. Одним словом, никакой наш герой не корсар, а самый настоящий скупердяй, стремящийся зашибить деньгу там, где попроще. Да, поначалу кажется, что нападать на всех без разбора весело и занимательно, что пиратская жизнь однообразна, но от того не менее опасна, да и денежки от продажи захваченных кораблей текут рекой. Только вот незадача. Во-первых, пиратской «ветки» в «ПКМ» нет, а значит, основная квестовая линия автоматически отмирает — не будешь же постоянно платить за улучшение отношений с нациями? Во-вторых, сам бой основательно поскучнел. Противник не отличается тактическим мышлением и всегда стреляет обычными ядрами, а абордаж выродился в планомерную зачистку палуб. Чем выше класс корабля, тем больше уровней надо пройти. Если учесть, что в море сохраняться нельзя (только на глобальной карте), можете себе представить, как обидно получить смертельную рану на последнем «этаже» при захвате какого-нибудь линкора.

Заметка для любителей халявы: шулерская способность «Абордаж по выбору» позволяет мгновенно сблизиться практически с любым кораблем. И это в реалистичном режиме плавания, который, как выяснилось, отличается от аркадного маневренностью судов. Интересно, создатели действительно думают, что такой элемент (вместе с уникальными в своем роде сражениями в шторм, когда на палубе уже в двух шагах ничего не видно, а не потерявшие рассудка капитаны думают только о спасении своих жизней) добавляет остроты унылой реалистичности?

Читайте также:  Что нажать чтобы выделить весь текст

Раздвоение

Наделенных новым движком «ПКМ» можно легко поделить на две части — «море» и «остальное». Волны, острыми углами накатывающие на песчаный берег бухты, все равно великолепны. Вряд ли кто-то скажет, что ему не понравились кадры, надолго остающиеся в памяти: серебрящиеся лунные дорожки; залив, озаренный последними лучами солнца; пустынная морская гладь под моросящим дождиком. Отрицательные эмоции появляются только в ясную солнечную погоду, когда неестественность воды чересчур бросается в глаза, и в шторм. Ненастье, вызывавшее нарекания еще в «Корсарах», здесь выглядит ничуть не лучше.

Ну, а все остальное… Несимпатичные модели кораблей с появляющимися при максимальном удалении человечками на палубе и намертво прибитыми мачтами, вялые спецэффекты, смазанные текстуры, корявая походка NPC, часто повторяющиеся интерьеры (но разная архитектура) — мы стали чаще бывать в городах, а смотреть там по-прежнему не на что. Даже с видом от первого лица. Исключением, пожалуй, можно считать загородный моцион по «джунглям», хорошо утоптанным тропинкам с низкорослой растительностью неплохого качества и фауной вроде бабочек и ящериц. Впрочем, когда вы в четвертый раз пробежитесь от маяка на Оксбэе до Гринфорда, зеленый станет вашим нелюбимым цветом.

В аналогичном положении — на разных чашах весов — находятся озвучка и музыка. Если первая откровенно неприятна (скромный набор реплик и крайне неудачная работа актеров — это вам не Владимир Конкин в «Корсарах»), то саундтрек способен поднять настроение, серьезно упавшее после, например, обнаружения нового неприятного бага. Такой получилась и вся игра — нескладно, неровно сшитой. Мы, разумеется, знаем, почему, но обсуждать животрепещущую тему не будем. Смысла нет. Пусть сделанное останется лежать тяжелым грузом на совести разработчиков.

Резюме

Разочарование года. Вряд ли в ближайшие пять месяцев кому-нибудь удастся расстроить нас столь же сильно. Да, патч, который был обещан игрокам еще две недели назад, исправит многие ошибки, добавит новый тип квестов (уничтожение пиратских кораблей на заказ), позволит продолжать игру после сюжетного финала и т. д. Но это — лишь жалкий огрызок былых радужных надежд.

«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины»

(Pirates of the Caribbean: The Curse of The Black Pearl) 2003

В калифорнийском парке развлечений «Диснейленд» с 1967 года существует аттракцион под названием Pirates of the Caribbean. Аттракцион относится к классу dark ride: вас с небольшой скоростью провозят на вагонетках через серию комнат с аниматрониками, изображающих ряд сцен «из пиратской жизни».

Сейчас в различных парках Disney заведено несколько таких аттракционов, известных тем, что в любом из них вас может напугать Джонни Депп в костюме капитана Джека Воробья, рекламирующий очередной фильм в одноименном франчайзе. Но если вам, как и довольно большому количеству россиян, довелось навестить Диснейленд до 2003 года, вы увидели (и услышали) там следующее. Под развеселую банджо-музыку вас провозят через серию пещер, в которых заводные манекены в пиратских одеждах пытают мирных граждан, продают невест с аукциона и угрожают друг другу холодным оружием. Кульминация аттракциона — совсем уж набравшийся пират, который сидит на бочке, поет блатную корсарскую песню и стреляет в воздух из пистолета. Согласитесь, ради всего этого совсем необязательно ездить в США и платить $25 за билет в Диснейленд!

Больше всего эта поездка напоминает затянувшийся ночной кошмар с очень скверной аниматроникой: запомнится вам разве что тюрьма с трогательным образом двух пиратов за решеткой, пытающихся подманить поближе собаку со связкой ключей в зубах.

А теперь представьте, что на дворе 2003 год, и вы — Тед Эллиот или Терри Россио, один из двух сценаристов, которым компания Disney поручила написать сценарий фильма… по мотивам этого аттракциона!

Понятно, что там должна быть сцена с двумя пиратами, решеткой и собакой с ключами. Но что еще можно выжать из столь вопиюще бесхудожественного, китчевого и ширпотребного явления, как диснеевский аттракцион? В плане драматургии вас высадили на необитаемом острове, оставив пистолет с одним зарядом: к проекту проявляет интерес подугасшая голливудская звезда первой величины, известная своими ужимками и кривляниями на съемочной площадке… да-да, пиратского капитана хочет сыграть Джим Керри.

Когда-то весь Голливуд строился на пиратских лентах вроде «Одиссеи капитана Блада» с Эрролом Флинном. Но после кассового провала высокобюджетного «Острова головорезов», в Голливуде считается, что снять (или хотя бы написать) кассовый фильм из жизни пиратов невозможно.

Там, где другие авторы, работавшие над этим проектом, написали очень скучные и невзрачные сценарии, Эллиот и Россио сумели выплыть, соорудив себе плот из трупов других произведений на пиратскую тему.

В основе первых «Пиратов Карибского моря» лежит никакой не аттракцион, а лучшие элементы черно-белых картин про корсаров, небезызвестного комикса Алана Мура (вспомните, что вам напоминает название корабля «Черная жемчужина»?), «Острова сокровищ» Роберта Луиса Стивенсона и даже серии квестов Monkey Island. Обратите внимание на сцену, в которой капитан Джек Воробей пытается освободить себя от кандалов в пустой кузнице: взять кочергу, использовать кочергу на горн, использовать раскаленную кочергу на ослика, использовать кандалы на начавшие вертеться шестеренки под потолком… да на всей этой процедуре за экраном практически слышно чье-то задумчивое кликанье мышью!

Сценарий экранизировал Гор Вербински, который на тот момент продемонстрировал свои способности первоклассным американским ремейком японского «Звонка», но еще не успел снять безусловный шедевр. На десятой минуте «Пиратов» мы видим небольшой эпизод, в которой Воробей на тонущем баркасе проплывает мимо троицы повешенных пиратов. Музыка Клауса Баделта и Ханса Циммера, операторская работа Дариуша Вольского, очень необычная, сумрачная цветовая гамма и сам образ Джека, при виде повешенных уважительно снимающего треуголку… Это одна из сцен, во время которых понимаешь, что смотришь великое кино: вроде сцены с Кларисой Старлинг, бегущей по полосе препятствий под музыку Говарда Шора, или сцены с Индианой Джонсом, выходящим из джунглей к горе под музыку Джона Уильямса. И в тот, и в другой, и в третий момент мы понимаем, что перед нами великий режиссер, который наконец-то нашел себя в жанровом кино.

В сценарии «Пиратов» капитан Воробей охарактеризован как «человек, для описания которого был придуман термин “лихой авантюрист” (swashbuckling rogue)».

На странице это очень живой персонаж, салютующий повешенным пиратам кружкой, которой он только что вычерпывал воду из своего тонущего «корабля» (который на самом деле оказался утлой рыбацкой лодочкой). Но сценаристы явно не ждали, что вместо ушедшего делать «Брюса Всемогущего» Джима Керри на роль Воробья придет Джонни Депп, который превратит стандартного, пусть и очень хорошо написанного пиратского капитана в совершенно феерический, ни с чем не сравнимый образ. Жесты, мимика, странная механика движений на суше и на море… Депповского Воробья проще всего описать как смесь Кита Ричардса и Бастера Китона с легкой примесью Хантера Томпсона. Тем, как нам представили этого героя, я уже восхищался: все, что нужно знать об этом персонаже, заложено в сцене, в которой он ступает с мачты затонувшей лодки на причал — только для того, чтобы найти себе новый подходящий корабль, угнать его на Тортугу, набрать там команду и отправиться в новый пиратский вояж!

То, как Воробей крутит штурвал, дерется на саблях или просто закатывает глаза за спиной нарочито-деревянного Уилла Тернера (Орландо Блум), заставляет вспомнить Хана Соло (Харрисон Форд), который аналогично выделялся на фоне картонного Люка Скайуокера (Марк Хэмилл) в оригинальных «Звездных войнах». Но Воробей еще и сумел воплотить в жизнь мечту каждого зрителя, оказавшись на необитаемом острове с полураздетой Кирой Найтли и бутылкой рома!

Обычно, рассказывая вам о фильмах, я стараюсь обратить внимание не на сюжет, героев или режиссерские приемы, а на какие-то не совсем очевидные структурные или тематические моменты. Но, пересматривая первых «Пиратов» для нашего марафона, я не увидел под поверхностью картины ничего, о чем бы стоило поговорить.

Круто угонять корабль с Джеком Воробьем! Круто вместе с героями участвовать в ночном призрачно-пиратском рейде или сабельной дуэли на гигантской груде золота! Круто, когда два корабля в упор обстреливают друг друга из пушек, причем с одной стороны пушки заряжены кухонной утварью! Единственное, что хоть сколько-нибудь выбивается из общего ряда невинных аудио-визуальных развлечений, это трагический и очень хорошо сыгранный Джеффри Рашем образ капитана «Черной жемчужины» Гектора Барбоссы и сцена, в которой он наконец-то откусывает от яблока…

Читайте также:  Lenovo b560 20068 драйвера

Но в целом перед нами самый качественный поверхностный и несерьезный фильм в истории кинематографа, высшая точка развития того чисто развлекательного кино, которое в конце 70-х запустили Джордж Лукас и Стивен Спилберг с «Индианой Джонсом» и «Звездными войнами». Шум ветра в парусах, плеск волн о борт в густом тумане, жутковая детская песенка о морских разбойниках. Все это убаюкивающе нашептывает: таким и должен быть хороший, интеллигентный фильм-блокбастер, он и не способен на что-то претендовать, к чему-то стремиться, ставить сверхзадачи или стараться как-то развить или поменять мировоззрение зрителя. Смотри, смирись, и пусть сказка о пиратах, фактически представляющая собой очень хорошо снятый и написанный детский утренник, длится как можно дольше, продолжает бездумно развлекать, никогда не кончается.

«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

(Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest) 2006

Во второй серии «Пиратов Карибского моря» кино начали превращать обратно в аттракцион, в поездку на вагонетках через серию гротов с пиратами-аниматрониками. Это еще не совсем уровень «если вам ЭТО нравится, то вы

не очень хорошо разбираетесь в кино» (на этом уровне сняты третий и четвертый фильм), но здесь уже все очень плохо.

Хотя фильм еще способен развлекать, тот же режиссер (Вербински), те же сценаристы (Россио и Эллиот) и тот же актер (Депп), у которых все так искренне и естественно получалось в первом фильме, во втором делают все то же самое, но с жутким скрипом, вытягивая каждый эпизод на голом профессионализме (который всегда — не самое приятное зрелище в обнаженном виде). В отличие от третьих или четвертых «Пиратов», «Сундук мертвеца» рассказывает более-менее связную, хоть и нетворческую историю. Вместо английского флота и капитана-призрака за Джеком тут охотится английский флот и куда более опасный противник: ЕЩЕ ОДИН капитан-призрак, умеющий управлять гигантским морским чудовищем.

Это снова детский утренник, но вы на него пришли во взрослом виде. Видны все недостатки конструкции: то, сколько времени отводится скитаниям Элизабет Суонн и Уилла Тернера, и как трудно и сценаристам, и режиссеру, и зрителям делать вид, что им есть какое-то дело до этих персонажей.

Уилл тут в буквальном смысле слова исполняет роль хомячка в круглой клетке, своим отчаянным бегом генерирующего энергию для развития сюжета (в принципе, его можно было не выпускать из клетки-шара до самого конца фильма). И все положительные сюжетные наработки сиквела разом обрушивает последняя сцена, в которой создатели фильма зачем-то взяли и воскресили капитана Барбоссу, смерть которого была единственным трогательным и трагичным моментом первого фильма. Все, с этой точки ни за одного из героев «Пиратов» можно не переживать: их все равно можно в любой момент вернуть из мира мертвых!

Безоговорочно похвалить во вторых «Пиратах» я могу только одно: работу студии Industrial Light & Magic над потрясающим образом Кракена. На мой взгляд, это самый реалистичный и детальный спецэффект в истории кинематографа. Это уже не страдающая от массы технических недостатков графика начала 2000-х, но еще и не замыленная халтура две тысячи десятых. Это золотая середина, крайне убедительное, достоверное и ужасающее существо, не имеющее физического аналога в реальном мире. Компьютерного Кракена можно ставить в один ряд с лучшими работами из мира практических спецэффектов: скелетами Рэя Харрихаузена и динозаврами из оригинального «Кинг Конга» 1933 года.

В сценарии фильма Кракен тоже представлен очень грамотно: постепенное раскручивание колеса, удар призывного устройства, первое щупальце, схватившее моряка, и, наконец, само появление этого воплощения человеческого ужаса перед скрытым в глубинах океана Неведомым, великолепно отрисованного до последней присоски.

Именно Кракен (а вовсе не посредственный капитан Дэйви Джонс в вялом исполении Билла Найи) — настоящий противник Воробья в этом фильме. Их финальная дуэль внушала бы дрожь и могла бы быть зачислена в великие моменты мирового кино наряду с эпичными противостояниями вроде «Конг и бипланы», «Люк и Вейдер» или «Броуди и Челюсти»… если бы буквально через пару минут нам не показывали сцену, демонстрирующую, что это не кино, а франчайз, в котором можно вокресить любого героя.

«Пираты Карибского моря: На краю Света»

(Pirates of the Caribbean: At World’s End) 2007

Если вы сейчас с трудом вспоминаете сюжет второй части и пытаетесь понять, что происходило в ней, а что – в третьей, не переживайте – вы не одиноки. По сути, «Сундук мертвеца» и «На краю света» – это один большой сиквел, непонятно зачем распиленный надвое и раздутый за счет умножения сущностей до абсурда.

Вместо одного макгаффина (некого объекта, вокруг которого вертится сюжет) вроде Искры из «Трансформеров» здесь рисунок ключа ведет к ключу, тот открывает сундук, в сундуке – сердце, дающее контроль над Дейви Джонсом, который контролирует «Голландец» и Кракена, с помощью которых можно контролировать море. Даже Кощей с его яйцом в куче зверья выглядит не столь изощренным в искусстве переусложнении сюжета.

На мой взгляд, третья часть лучше второй (тут мы с Сашей Башкировым расходимся) – да, она еще более бредовая, хаотичная и запутанная, но именно ей достаются самые запоминающиеся и масштабные сцены. Во второй мы получаем лишь катание в клетках, катание на мельничном колесе и побегушки по джунглям, эта часть уже довольно далеко заходит на территорию идиотизма, но все еще остается в неких рамках, что позволяет хоть как-то чувствовать этот мир и происходящее как реальные.

Третий же фильм отрывается от реальности совершенно – она ему больше не нужна. Мы получаем сразу целую кучу абсолютно бредовых переусложненных сюжетных линий: пиратские лорды, освобождение Каллипсо, война пиратов против английского флота и завербованного им Дэйви Джонса. И все же, сцены триквела встают в памяти куда более живо: визит Барбоссы, Элизабет и остальных к китайскому пиратскому Лорду, куча Джонни Деппов и крабы в тайнике Дэйви Джонса, переворачивание корабля, гигантская Калипсо, пиратский совет и папа Воробья, морская битва в огромном водовороте, свадьба посреди боя, дуэль Воробья и Джонса на рее, уничтожение флагмана британского флота в слоу мо.

Все это, безусловно, в плане бреда и бессвязности недалеко уходит от «Трансформеров», но по крайней мере производит впечатление эпика.

Я считаю именно Дэйви Джонса (а не Барбоссу) самым знаковым, харизматичным и страшным злодеем франшизы, его (а не Кракена) – самым впечатляющим спецэффектом, умножающим великолепную игру Билла Найи. Ведь Кракен лишь безликая сила, разрушающее то, на что ее натравят. О Джонсе же мы узнаем все больше, особенно в его истории с Калипсо. Злодей с разбитым сердцем – это не ново, но все лучше, чем ничего. Как визуально, так и концептуально Джонс остается для меня главным злодеем серии, а «На краю света» – самой яркой, пусть и самой нелепой картиной в трилогии.

Пираты Карибского моря: На странных берегах

(Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides) 2011

«Берега» и впрямь вышли предельно странными. Это вроде как прямое продолжение основной серии, но воспринимается оно максимум как спин-офф про Джека Воробья – настолько не чувствуется здесь привычный масштаб и эпичность «Пиратов». Сюжет нелеп, хаотичен и совершенно бессвязен – вроде вполне привычный для серии набор, визуально тут вроде даже есть нечто новое, вот только по какой-то причине все это начисто лишено традиционной для франшизы магии. Это просто невыносимо скучно.

Возможно, дело в том, что Найтли и Блум покинули проект, а без их Уилла и Элизабет Воробей стал смотреться нелепо – он был хорош на контрасте с более ванильными героями, так как активно высмеивал сам архетип традиционного протагониста, но, когда традиционные герои пропали, Депп стал выглядеть пародией на самого себя.

Конечно, усугубилось все и тем, что его ужимки уже не вызывали никаких новых ощущений, вдобавок сценарий на этот раз вышел совсем беспомощным и никаких послаблений актерам не дал: ни сильных сцен, ни хороших шуток, ни запоминающихся фраз.

Возможно, дело в уходе Гора Вербински. Что ни говори, а оригинальная трилогия выглядит так красиво и эпично именно из-за этого режиссера-визионера. Вербински умеет выдавать великолепную картинку – взять хотя бы его последний фильм, «Лекарство от здоровья», но и экшен, и забавные сцены он ставил отлично.

Читайте также:  Приложение фейсбук для айфона

Драки четвертой части же – это нечто смехотворное. Такое ощущение, что франшиза забыла, что некогда тратила силы на постановку фехтования. Да, оно было целиком и полностью фэнтезийным, гиперболизированным – со всеми этими прыжками по веткам, бочкам, мельничным колесам – но все же зрелищным и увлекательным. Здесь это просто нарезанный монтажером салат из неуклюжих вялых взмахов.

Весь сюжет с поиском Источника Молодости людьми, которым он неясно зачем нужен, нелеп и не подходит на роль основного. Джек, как выясняется, не хотел пользоваться источником изначально, Черная Борода же неясно, на что рассчитывал – ему же не от старости смерть грозила, его убить должны были, неясно как фонтан помог бы ему. Испанцы и вовсе потратили столько сил, лишь чтобы разрушить языческую гадость.

Да и все эти группы людей, которые идут по следам друг друга, чтобы как Испанская Инквизиция выпрыгнуть из кустов в конце – дважды подряд… Это все уже выглядело откровенной распиской в капитуляции. Сценаристы иссякли, что твой источник молодости.

Особенно обидно было за Иэна МакШейна, игравшего Черную Бороду. Новый злодей был довольно интересно задуман и актера выбрали потрясающего (вон как он отжигает в «Американских Богах» – глаз не оторвать), но в результате абсолютно ничего с ним не сделали. Борода стал самым скучным и пустым злодеем серии. Его дочь в исполнении Пенелопы Крус – и вовсе феерична. Пробыть на экране не меньше Джека Воробья и запомниться максимум переодеванием в Джека Воробья – это надо уметь.

Критики разносят пятую часть и у меня нет оснований сомневаться, что все действительно настолько плохо. После «Странных берегов» сложнее было бы поверить в обратное.

Хавьер Бардем мог оказаться новым Дэйви Джонсом – фишка с волосами утопленника делала из него достаточно любопытный визуально образ, но на этом этапе это уже четвертый проклятый/мертвый капитан/колдун, который имеет свой интерес конкретно к Воробью (потому что каждого он каким-то образом обманул).

Барбосса на «Жемчужине» с пиратами-скелетами, Джонс на «Голландце» с моряками-мутантами, Черная борода на «Мести Королевы Анны» с щупальцами-веревками (единственный, у кого команда состояла из обычных людей), а теперь вот еще и Салазар на «Тихой Мэри», которая умеет вставать на дыбы, с моряками-зомби.

Довольно странно смотреть на даты выхода этих фильмов – оказывается, мы провели 6 лет без пиратских фильмов, а с выхода последней картины оригинальной трилогии Вербински и вовсе прошли все 10. И мы не то чтобы скучали.

Франшизе и впрямь, пожалуй, пора на покой, лет через 10 ее можно будет перезапустить с новыми яркими актерами и другим режиссером-визионером, но сейчас мучать этот труп и дальше уже не имеет особого смысла. Из мертвецов и впрямь никудышные рассказчики.

В последнее время на западе наметилась обнадеживающая тенденция: игры по фильмам уже не являются наскоро слепленной добавкой для фанатов. Качество подобных проектов неуклонно растет, и лишь в нашей стране термин “игронизация” все еще остается синонимом слова “треш”. Впрочем, не так уж все безоблачно и на родине империалистических хот-догов. Вот, например, Disney: гигант индустрии киноразвлечений по-прежнему подсовывает доверчивому покупателю переработанную туалетную бумагу под маркой “Докторской” колбасы. Карибы, “Летучий Голландец” и, главное, Джек-Воробей в исполнении милашки Деппа – ну разве такое пропустишь?

Дабы максимально охватить целевую аудиторию, At World’s End выпустили аж на семи платформах, включая консоли нового поколения. Вот только PC почему-то обидели, наделив компьютерную версию графикой от PlayStation 2. Остается лишь в бессилии размахивать кулаками, разглядывая симпатичные скриншоты для Xbox 360. Нам, увы, придется довольствоваться серыми размытыми текстурами и дурной анимацией поединков.

Сценарий игры дотошно воссоздает основные события киноленты, превращая каждый эпизод в отдельный уровень. Кое-где разработчики, правда, честно схалтурили, поэтому в одних и тех же декорациях пройдет добрая половина миссий. Глобальная задача – собрать на совет всех главарей пиратов, посетив ради такой цели весьма экзотические места. Чего только стоит морское дно, где нет ни капли воды, зато в избытке агрессивной полуразложившейся шаурмы.

Суть игрового процесса сводится к тому, чтобы как можно веселей изничтожать вражин. Кому-то пинка под зад, другому отдавить ногу, третьего окунуть в бочку с водой. Благодаря системе финтов удается ловко уворачиваться от ударов, и незадачливые рубаки с разбегу улетают в пропасть. К сожалению, это быстро приедается, так как способов оригинального умерщвления не так уж и много. С холодным оружием совсем беда: два типа ударов, да несколько комбо, что для слэшера смерти подобно. Честное слово, на третий час побоища кромсать орды зомби, пиратов и солдат становится ну просто невмоготу.

Покупка новых приемов, как это было в Lord of the Rings: The Return of the King, пришлась бы как нельзя кстати. Однако вместо этого девелоперы реализовали другой модный нынче прием, когда необходимо очень быстро нажимать в определенной последовательности клавиши. Именно такие моменты, пожалуй, являются наиболее интересными, поскольку отдаленно напоминают фильм. Если не обращать внимания на графику, разумеется.

Нарочитая несерьезность происходящего подчеркивается каждой деталью. Из трупов вываливаются мешочки с золотом, бомбы и… куры-гриль, являющиеся аналогом аптечки. Пушка выстрелит, если по ней от души врезать кулаком, а запертую дверь легко можно взорвать подвернувшимся бочонком с порохом. Ну и интеллекта врагов хватает ровно настолько, чтобы испустить дух максимально нелепым образом. Действующие лица, в свою очередь, ведут себя, как и подобает истинным супергероям: отважно перебегая узенькие балки на высоте, резво спускаясь по натянутому канату и балансируя на катящемся колесе водной мельницы.

Как правило, на каждом уровне имеются дополнительные задания, типа “Получи десять пощечин” или “Освободи всех пленников”. Проходятся они элементарно, однообразны чрезвычайно, а в награду откроется какой-нибудь незначительный бонус вроде нового играбельного персонажа. Особо ярые фанаты могут убить время за игрой в кости или карты. Сомнительное развлечение, коль спросите меня.

Растаман VS Ктулху

Тот, кто анимировал Воробья, определенно перегнул палку в своем желании максимально соответствовать оригиналу. Находчивый капитан в итоге оказался похож на абсолютного укурка, петляющего зигзагами по местности и строящего собеседникам дурацкие рожи. В сочетании с абсолютно невменяемыми репликами его кривляния, однако, удивительно благотворным образом сказываются на атмосфере. Будь он таким в фильме, провала не избежать, а вот в игре по мотивам – самое то!

Не менее комично выглядит и злодей Деви Джонс, с щупальцами “под Ктулху”. Бедняга суетится в поисках сундука со своим сердцем, насылая на нас разную мутировавшую нечисть. Такое ощущение, будто бедолаги сбежали из секретной лаборатории, где над людьми проводились генетические опыты по скрещиванию с морской живностью. Этим ракозябрам и акулоноидам самое место в заповеднике доктора Моро. В «Пиратах» они, впрочем, тоже чувствуют себя в своей тарелке.

Как уже было сказано, графика на PC описывается исключительно нецензурной лексикой. Минимум деталей интерьера, окружение обычно ограничивается всякими ящиками, бочками и прочей крупногабаритной мишурой. Спецэффекты заканчиваются на незатейливых взрывах да искрах от скрещивающихся клинков. Как же не хватает ярких четких текстур и динамического освещения, а ведь в версиях для новых приставок все это имеется! Модели врагов угловаты, двигаются дуболомы не изящнее медведя-шатуна и имеют дурную привычку испаряться в воздухе.

Зато со звуком в этот раз все в порядке. Лицензионный саундтрек вызывает исключительно положительные эмоции и настраивает на приключенческий лад. Персонажи в русской версии, как ни странно, озвучены с душой и не вызывают привычные приступы сонливости своими флегматичными интонациями. Да и в остальном, где надо – бабахает, звенит, рычит и сыпет проклятьями. Не шедевр, конечно, но слух не режет.

Далеко не самая качественная, но и не откровенно провальная игронизация отличного фильма. Будь картинка посовременней, а боевые приемы разнообразнее, получился бы весьма достойный экшен. В нынешнем же виде «Пираты» выезжают исключительно за счет своего первоисточника.

Геймплей: излишне однообразный, хотя и не лишенный динамики слэшер.
Графика: на уровне PlayStation 2, за что в наше время предают анафеме.
Звук: оригинальная музыка и неплохая озвучка персонажей.
Надолго ли?: в качестве тематического развлечения на пару дней сгодится.