История фирмы SEGA

Sega начала свое существования в далеком 1954 году. Это была не большая компания, называемая Service Games, которая занималась импортом игровых автоматов типа pinball на американские военные базы в Японии. Эти автоматы мгновенно завоевали популярность среди военнослужащих. Этот успех подвиг основателя компании Дэвида Роузена, начать выпуск игровых автоматов своего производства. Для этого была куплена фабрика по производству музыкальных автоматов в Токио.

В 1965 году, когда первые игровые автоматы были произведены, фирме понадобился логотип — как вы догадались, это и была надпись SEGA (сокращение от SErvice GAmes) С этого момента компания так и называется SEGA. В том же году SEGA произвела свой первый хит мирового масштаба Periscope (есть такое подозрение что наш, советский «морбой» начисто содран с «перископа»).

Примерно в это же время Роузен продал свою компанию фирме Bally Manufacturing Corp, однако президентом SEGA. К 1983 году в активе компании были такие разработки как первая игра на CD «Sega Astron Belt», первая трехмерная игра «SubRoc 3D», и первая игровая консоль NSG1000 — все данные продукты были выпущены в Японии.

Однако в 1984 игровой рынок переживал полосу тяжелейшего кризиса. Компания смогла выжить только благодаря тому что часть акций выкупил японский предприниматель Hayao Nakayama, (ранее он был дистрибютером продукции SEGA на японском рынке), а контрольный пакет акций приобрел японский холдинг CSK. Этот момент принято считать рождением такой SEGA, какой мы видим ее и сейчас. Hayao Nakayama стал президентом, в компании осознали, что любое «железо» имеет свой жизненный цикл, и нельзя зацикливаться на чем-то одном. Тогда же были организованы знаменитые отделения по разработке игр AM. 

В последующие несколько лет, в Японии, были выпущены консоли SC-3000, SC-3000H, SG-1000-2, FG-1000, и наконец Mark3. Только в 1987 году SEGA выпускает Master System (MS), свою первую «общемировую» 8-ми битную систему. К сожалению, особого успеха данная консоль не добилась, в это время на рынке доминировала NINTENDO со своей 8-ми битной системой NES. Проблема состояла в том, что NINTENDO заключала «интересные» контракты — если создаете продукт для NES то вы работаете ТОЛЬКО с NES. Учитывая что данная платформа занимала около 90% процентов рынка, то выбирать особо не приходилось. С другой стороны это подвигло SEGA на создание собственных внутренних команд разработчиков. В итоге Master System был так называемой «пробой пера» перед выпуском Mega
Drive (Genesis в США). Не смотря на все свои провалы на рынке домашних консолей, SEGA, всегда выживала благодаря своему отделению по производству игровых автоматов. Именно это позволило компании «относительно» безболезненно перенести провал MS, и приступить к разработке новой 16 битной консоли.

Читайте также:  История SEGA MD

В конце 1988 года, за несколько месясяцев, до старта Genesis в США, NEC выпускает свою приставку Turbo Grafix — 16 ( Это была система с 8 битным центральным процессором, и 16 битной графической подсистемой). Данный аппарат довольно быстро провалился, в основном потому, что NEC не обеспечил должной поддержки своей консоли со стороны независимых разработчиков, а своих команд практически не было. Не помогла даже помощь со стороны NINTENDO, которая разрешила некоторым из «своих» независимых разработчиков поддержать Turbo Grafix — 16. 

Mega Drive был первым глобальным успехом SEGA на рынке игровых консолей. Добившийся невероятной популярности особенно в США и Европе, и довольно хорошего в Японии. Ключи такого успеха лежали в правильном понимании нужд потребителей, а также очень лояльными условиями для независимых разработчиков (по сравнению с NINTENDO). Сама NINTENDO сперва не восприняла новую приставку SEGA в серьез. Даже сам президент американскрого отделения NINTENDO в интервью как-то сказал, что они проводили исследования среди пользователей NES, и выявили, что те вполне довольны существующим положением вещей. Хотя, не смотря на внешние спокойствие, NINTENDO уже во всю вела работы по созданию своей 16 битной консоли. Момент «истины» наступил в 1991 году когда NINTENDO выпустила на американский рынок Super Nintendo.

Все ждали, что NINTENDO с легкостью вернет себе свои, уже «несколько» утраченные«позиции на рынке видеоигр, однако этого не произошло. SEGA мастерски «выкрутилась» из не очень удобной для себя ситуации. В конце 1991 года появилась игра Sonic, главный герой стал символом компании, таким же как Mario для NINTENDO. Созданный специально для того что бы продемонстрировать превосходство Mega Drive над Super Nintendo в скорости обработки данных центральным процессором ( 7,5 Mhz у Mega Drive против 3,8Mhz у Super Nintendo), эта игра стала супер-хитом и была признана игрой года.

В дальнейшем обе 16 битные системы продавались приблизительно одинаково, различия были в походах к пониманию рынка видеоигр. NINTENDO всегда следила что бы игры выходящие на ее платформе содержали как можно меньше насилия и тому подобного, SEGA наоборот никогда не гнушалась подобными вещами. На пример Mortal Kombat на MD всегда был в «оригинальном» варианте без всяких «вырезов» как на Super Nintendo. К сожалению в этот период SEGA «ударилась в эксперименты» это были выпуски дополнительных модулей для MD — SegaCD и 32X. И если SegaCD с натяжкой можно назвать более — менее успешным, то 32Х был провалом от начала до конца — будучи выпущен не задолго до выхода Saturn он был практически сразу же заброшен, (на 32Х существуют только 12 игр). Попытка потеснить NINTENDO с рынка портативных игровых систем, тоже закончилась провалом, Game Gear (8 битный аналог Gameboy только с цветным экраном) был довольно большим, а батарейки «умирали» за 3 часа. В итоге к 1994 году SEGA оказалась в ситуации, когда ей приходилось поддерживать целых 8 игровых платформ включая Mega Drive, SegaCD, 32X, Nomad, GameGear, Pico, а в некоторых местах еще продавалась Master System!

Читайте также:  История приставки Nintendo

К сожалению, при выпуске Saturn было сделано огромное количество непростительных ошибок. В частности, Saturn был выпущен на рынок по цене 400$ в США (400фунтов в Великобритании!!!). Имея в библиотеке всего несколько хитовых игр, таких как Virtua Fighter, Virtua Racing, обладая не дружественным интерфейсом для программирования, запутанной архитектурой (2-х процессорная система), и самое главное, отсутствие активной поддержкой независимых разработчиков, консоль довольно быстро провалилась на западе. В Японии ситуация была несколько иной, там Saturn, сначала лидировал по продажам (по сравнению с Playstation) а затем продавался приблизительно в одинаковой пропорции с PSX.

Переломный момент наступил в 1997 году с выпуском Final Fantasy 7, начиная с этого момента Saturn начал терпеть поражение и у себя на родине. Правда надо отметить что за 4 года «жизни» системы на нее вышло много отличнейших игр таких как Virtua Figter 1&2, Virtua Cop 1&2,Nights, Shining Force 3, Panzer Dragoon 1&2&Saga, Barning Rangers. Но спасти систему уже не могло ничто, время было упущено. PSX прочно закрепился на всех рынках. В 1998 году (последний год «жизни» Saturn) в США сложилась следующая ситуация — PSX 10.4 миллиона проданных приставок, NINTENDO 64 — 2,6 млн., Saturn … 1.4 млн. SEGA — Dreamcast. Выпущенная в конце 1998 года в Японии и в конце 1999 в остальном мире.

В настоящий момент SEGA — Dreamcast снята с производства, а компания отказалась от производства игровых консолей и занимается только разработкой игр для других платформ, в частности для своего бывшего конкурента Nintendo.