Программа для чтения нот с листа

—>

[02.10.2017]
ВНИМАНИЕ! Ответы на викторину по книге "ИГРАЕМ В БАЯН"! ()
[08.05.2017]
Добавлена статья "Играем в баян" ()
[10.08.2016]
Добавлены новые статьи ()
[20.10.2015]
Добавлено видео концерта лауреатов всероссийских и международных конкурсов Александра Селиванова и Юлии Америковой ()
[09.10.2015]
Обновлено видео выступлений В. Пеунова и ученика О.Н. Гапонова — Э. Рудковского ()
[05.10.2015]
Добавлено видео открытия VII методической конференции. ()
[05.10.2015]
Обновлено видео выступления в ВОМК юных аккордеонистов Владимирской области. ()
[18.06.2015]
Добавлены новые программы в раздел Soft для музыканта ()

—>

4. Чтение, просмотр нот с помощью специализированных программ.

Но скачать ноты из интернета это еще полдела. Часто приходится слышать, что те или иные ноты скачанные в интернете на «этом компьютере не открываются, а на том открываются». В принципе просмотреть ноты возможно на любом компьютере, но для этого нужно иметь определенные познания в этой области.

Во первых ноты могут быть сжаты (по другому говоря «заархивированы» ) архиватором — программой, переводящей текстовый или нотный файл в новый вид. При сжатии можно уменьшить размер файла в несколько раз, что дает заметную экономию памяти. Этими программами часто пользуются при пересылке файлов через сеть Интернет или размещении их на носителях, объем которых невелик, например, на дискетах, а многие хранилища файлов интернета требуют, чтобы файлы были сжаты.

Полученный в результате архивации файл называется архивом или архивным файлом. Поскольку архивный файл записан не в текстовом формате, а закодирован искусственным способом, с ним не могут работать редакторы текстов и программы просмотра. Перед открытием архивного файла редактором текстов или просмотрщиком необходимо произвести его перекодировку (принято говорить: распаковать, разархивировать, восстановить файл). Разархивацию производит та же самая программа — архиватор. После разархивации файл приобретает точно такой же вид и размер, как и до архивации. Правда, после распаковки звуковые и графические файлы немного отличаются от оригинала, но этого не улавливает обычное человеческое ухо и не замечает обычный глаз на экране монитора.

Архивные файлы — это файлы формата RAR, ZIP, 7ZIP и другие. Создано множество различных архиваторов для создания архивов, наиболее распространенные из них WinRar и WinZip. В ОС Windows также входит служебная программа "Архивация данных". Учитывая, что программа "WinRAR" умеет создавать как "RAR", так и "ZIP" архивы, а разархивировать "WinRAR" умеет архивы полутора десятков архиваторов, то в этом смысле "WinRAR" является более универсальным и удобным архиватором. Но поскольку он распространяется как условно-бесплатная программа, то при его использовании будет постоянно высвечиваться предупреждение о необходимости приобрести лицензию, раздражающее пользователя. Кроме того, в организациях, где программы без приобретения лицензии, как я уже говорил выше, запрещены, ее использование может быть расценено как нарушение авторских прав.

В тоже время, для распаковки файлов можно воспользоваться любым commander` ом (это например может быть Unreal Commander — бесплатный аналог Commander для Windows, для использования всех функций которого необходима бесплатная регистрация), либо установить бесплатную программу-архиватор 7-ZIP , распаковывающий практически все типы архивов.Она же может помочь и просмотреть все эти файлы без предварительной распаковки на жесткий диск, для этого достаточно дважды щелкнуть мышкой на файле и если установлена нужная программа-просмотрщик, то он откроется для просмотра.

Этой же программой можно упаковать ноты, для того чтобы они занимали меньше места на жестком диске. Кстати, программа 7-ZIP обеспечивает более качественное сжатие в форматах zip и 7zip по сравнению с вышеназванными программами. Программа русифицирована и имеет дружественный интерфейс.

Во вторых, ноты могут быть в формате, который не читает ваш компьютер по причине отсутствия специальной программы для чтения — “ просмотрщика ” , ведь типы файлов используемых в разных программах бывают различными.

Основные типы файлов, используемых при размещении на сайте это в основном и в первую очередь PDF. Данный формат разработан для использования в сети интернет, поскольку в этом формате и текст, и фотографии занимают мало места. С этим типом файлов как правило проблем не возникает. Обычно в компьютере уже установлен просмотрщик от компании ADOBE, в котором можно как распечатать, так и просто посмотреть нотный текст. Если же нет, то файлы такого формата можно посмотреть специальной программой, такой например как Foxit Reader .

Второй формат по степени распространенности в интернете — это TIFF. Он может быть как многостраничным, так и одностраничным. Просмотреть его можно с помощью встроенного просмотрщика Windows (обратите внимание — в многостраничном файле в низу отображаются количество страниц и номер просматриваемой страницы).

Существуют и другие форматы для сохранения документов и один из них это формат DJVU (дежавю), который в последнее время получает все более широкое распространение в сети Internet. Если Вы, пытаетесь найти и скачать в сети ноты, есть большая вероятность того, что они будут именно в формате DJVU, а это значит, что открыть такую книгу в самых популярных программах (таких как Блокнот, Foxit Reader, либо Adobe Reader) не получится.

Формат дежавю это формат, разработанный специально для хранения сканированных документов (книг, журналов и тд) в электронном виде. Формат часто используют в случаях, когда полноценное распознавание документа невозможно или, наоборот, необходимо передать исходный вид документа вместе с дефектами и искажениями (например, лист пергамента). Для просмотра подобных файлов необходима специальная программа Djvu Reader , которую необходимо предварительно установить на компьютер (она также бесплатна).

Читайте также:  Mifa инструкция на русском

Конечно, устанавливать отдельную программу для каждого типа файла хлопотно и проблематично. Именно по этому была разработана бесплатная программа STDU Viewer . Можно сказать, что это универсальная программа для просмотра документов использующихся при размещении в сети интернет Для просмотра достаточно после ее установки, при первом запуске, проставить галочки напротив всех предложенных типов файлов.

Помимо того, что программа бесплатна для некоммерческого использования и поддерживает формат дежавю (DJVU), она также поддерживает и множество других форматов документов (в том числе PDF, TXT, TIFF и др., а также просмотр архивных файлов в форматах fb2 и zip ). Кроме того, одной из интересных возможностей этой программы является возможность создавать закладки (как при чтении обычной книги). Если Вы просматривая ноты сделаете такую закладку на какой-то из страниц, то в следующий раз при открытии этого документа Вам не надо будет искать эту страницу вручную, достаточно будет щёлкнуть по закладке. Это очень удобно, особенно при работе с объёмными, многостраничными документами. Программа STD U Viewer также имеет и другие полезные функции, но тем не менее она очень проста в понимании и использовании.

Впрочем иногда на сайтах нотный материал размещается и непосредственно в формате нотных редакторов. Это позволяет не только просмотреть ноты, но и прослушать их и впоследствии даже отредактировать. В этом случае перед просмотром нот нужно внимательно смотреть на расширение файла, хотя уважaющие себя нотные сайты указывают в какой программе создан нотный файл. Как правило это либо Finаlе (расширение файла после точки . MUS) , либо его конкурент Sibеlius (расширение .SIB) , хотя иногда встречаются ноты написанные в нотных редакторах Enсore или Ouwerture, но реже.

Единой программы для просмотра всех форматов нет и в этом случае необходима установка либо лицензионных версий, либо бесплатных программ от производителя: для Finаlе это просмотрщик FinReader , позволяющий просмотреть, прослушать и распечатать ноты созданные в программе Finale,

для Sibеlius – плагин для просмотра и прослушивания нот в браузере Scorch , который выпускается производителем для разных типов браузеров.

Для остальных программ такой альтернативы нет и придется либо искать ноты в другом формате, либо пользоваться взломанным программным обеспечением, нарушая закон.

Иногда, при поиске программ, приходится также сталкиваться с файлами в MIDI формате. Как правило это файлы форматов MIDI и KAR ( караоке). Особенно часто это происходит при попытке найти ноты известных произведений, которые часто используются как звонки на мобильные телефоны и в компьютерных программах для пения караоке. Это как правило файлы созданные на цифровых фортепиано, синтезаторах звука или конвертированные из программ нотных редакторов и сенквенстеров. При попытке их открытия на компьютере как правило запускается аудиопроигрыватель и можно услышать их звучание. В тоже время и эти файлы универсальны и их можно открыв в нотном редакторе, увидеть в виде нот и даже редактировать.

Рабочая программа написана на основании типовой программы детских школ искусств «Музыкальный инструмент (фортепиано)» и предназначена для учащихся ДШИ, ДМШИ с пятилетним или семилетним сроками обучения.

Форма проведения учебных занятий – индивидуальный урок, продолжительность занятий – один академический час в неделю.

Данная программа разработана для определения основных направлений работы в классе по учебному предмету «Чтение нот с листа»; уточнения форм работы, проводимых на уроке; представления примерного репертуарного списка, способствующего развитию навыков чтению нот с листа у учащегося.

Просмотр содержимого документа
«ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА Рабочая учебная программа для детских школ искусств»

Государственное учреждение образования
«Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА

Рабочая учебная программа для детских школ искусств

(направление деятельности «Музыкальное»

Сугоняко Л.И., учитель по классу фортепиано высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

Коломиец Е.А., учитель по классу фортепиано высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению:

Педагогическим советом государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

(протокол № 4 от 29.03.2019)

Среди многообразия музыкально-технических навыков, приобретаемых учеником в процессе обучения игре на любом музыкальном инструменте, важное значение имеет навык чтения нот с листа.

Заниматься чтением нот с листа нужно с первых шагов начального периода обучения на том же материале, который предназначен для формирования игровых навыков, то есть на учебном материале. Процесс чтения нот с листа можно сравнивать с процессом чтения буквенного текста: здесь тоже имеет место связь знака с звуком. Ведь при постоянной тренировке, от чтения слов по слогам ребенок в течение полугода довольно быстро переходит к беглому чтению небольших отрывков текста. То же самое мы наблюдаем при обучении начинающих чтению нот с листа, когда ученик должен осознать каждое из нотных обозначений через призму уже имеющихся у него знаний и навыков. Процесс чтения нот с листа более сложен – это зрительное восприятие, затем звуковое представление, двигательные импульсы.

Читайте также:  Iq 123 что значит

Чтение нот с листа на музыкальном инструменте имеет свои особенности и сложности, так как требует специального развития музыкальных способностей (внутреннего слуха, музыкально-слуховых представлений), овладения техникой игры на музыкальном инструменте.

Рабочая программа написана на основании типовой программы детских школ искусств «Музыкальный инструмент (фортепиано)» и предназначена для учащихся ДШИ, ДМШИ с пятилетним или семилетним сроками обучения.

Форма проведения учебных занятий – индивидуальный урок, продолжительность занятий – один академический час в неделю.

Данная программа разработана для определения основных направлений работы в классе по учебному предмету «Чтение нот с листа»; уточнения форм работы, проводимых на уроке; представления примерного репертуарного списка, способствующего развитию навыков чтению нот с листа у учащегося.

Программа учебного предмета «Чтение нот с листа» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано.

Цель учебного предмета «Чтение нот с листа» – научить осмысленно и музыкально воспроизводить на инструменте незнакомые музыкальные произведения без предварительного разучивания.

– приобрести первичный навык анализа музыкального произведения (тональность, размер, знаки альтерации, темп, фактура, штрихи, группировка нот, скачки);

– приобрести навык прочтения и точного воспроизведения штрихов, передавать характер, динамику музыкального произведения;

– приобрести навык умения быстро читать ноты с листа.

– развить память, внимание, сообразительность, активизировать умственную деятельность ученика.

– формировать музыкальную культуру, художественный вкус посредством всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой;

– воспитывать качества эстетически развитой личности, способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

– воспитывать личностные качества: инициативность, самостоятельность, коммуникабельность;

– расширять общемузыкальные возможности ученика, его кругозор.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯ, НАВЫКАМ

В результате изучения учебного предмета «Чтение нот с листа» учащийся должен

– основные музыкально-теоретические понятия, термины, обозначения, используемые в нотном тексте;

– суть понятия «чтение с листа» и его отличие от разбора;

– делать предварительный анализ текста, научиться перед игрой охватывать произведение в целом: определять характер, образную сферу исполняемой музыки, тональность, модуляции, темп, фактуру, кульминационные моменты;

– читать музыкальный материал по горизонтали и вертикально-горизонтально;

– узнавать гаммовые, арпеджированные ходы по графическим контурам, гармонические и мелодические интервалы, септаккорды и их обращения;

– использовать освоенные знания, практические умения и навыки при чтении нот с листа;

– предслышать внутренним слухом, интонировать, как минимум на два такта впереди читаемого музыкального текста;

– игры на музыкальном инструменте;

– устного чтения нот с листа, работы с аппликатурой, с ритмом;

– перехода от разрозненного процесса чтения отдельных звуков к слитному процессу исполнения;

КОНТРОЛЬ И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

По учебному предмету «Чтение нот с листа» учащиеся проходят текущую и итоговую аттестацию.

– поурочный контроль с выставлением отметок в дневник и журнал индивидуальных учебных занятий;

– контроль, проводимый в 3 четверти (февраль-март) с исполнением одного произведения и фиксированием результата в индивидуальном плане и дневнике учащегося.

Итоговая аттестация проходит с выставлением:

– итоговых отметок по завершению срока обучения.

Оценивание на контрольных уроках осуществляется с выставлением качественной и количественной отметки (словесно-содержательная форма и баллы).

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Реализация цели и решения задач предмета основывается на принципе комплексного подхода, что выражается в единстве целей и задач, содержания и методов обучения, в единстве образования, воспитания и развития.

Одно из главных условий правильного прочтения нотного текста заключено в его предварительном мысленном прочтении (вижу, слышу, играю).

Второе условие при чтении нот с листа – неотрывность взгляда играющего от нотного текста. Только при этом условии можно обеспечить непрерывное звуковое действие. Умение играть не глядя на инструмент – одно из важнейших условий успешного прочтения нотного текста.

Третье условие, способствующее улучшению процесса чтения нот с листа, – это способность охватить единым взглядом общую конфигурацию мелодических рисунков, направленность их движения в звуковом пространстве.

Уровень сложности используемого учебного материала примерно на два класса ниже, чем по учебному предмету «Музыкальный инструмент». Репертуар ориентирован на учащихся со средними музыкальными способностями.

Основным видом учебной деятельности предмета «Чтение нот с листа» является выполнение учащимися практических заданий. Развитие навыков чтения нот с листа должно носить систематический характер. Прочтение нотного текста – процесс, слагаемый из многих более простых навыков и умений.

Пошаговый процесс осуществления чтения нот с листа:

1. Устное чтение нот.

2. Устный разбор музыкального произведения (определение тональности, метроритмического рисунка, формы, характера, движения мелодического рисунка и т. д.)

3. Исполнение произведения на фортепиано.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первый–второй годы обучения

1. Подготовка к чтению с листа. Закрепление знания основ нотной грамоты – высотной и ритмической записи.

2. Чтение безвысотного ритмического рисунка из смежных длительностей.

3. Упражнения на закрепление знания высотной записи звуков.

Читайте также:  Как перенести презентацию с телефона на компьютер

4. Выработка навыков относительного чтения высотной нотной записи.

5. Чтение коротких мелодических попевок.

6. Введение в мелодии артикуляционных обозначений (мотивных, фразировочных лиг).

7. Исполнение мелодий более широкого диапазона записанных на двух нотных станах.

8. Постепенное усложнение метроритма.

9. Расширение регистрового диапазона мелодий.

10. Динамические изменения в процессе развития мелодии.

11. Более разнообразные штрихи: легато, стаккато, нон легато.

12. Соединение позиций в мелодии.

13. Освоение вертикали: созвучия, квинты, терции.

14. Чтение позиционных мелодий с аккомпанементом.

15. Освоение и закрепление ритмических оборотов с шестнадцатыми.

16. Тональности с двумя знаками при ключе.

17. Паузы (целые, половинные, четвертные, восьмые) в мелодии и аккомпанементе.

18. Добавочные линейки (не более двух).

19. Пунктирный ритм.

Третий–четвертый годы обучения

1. Повторение пройденного.

2. Материал степени трудности первого класса, но в тональностях с тремя знаками.

3. Пьесы с простой фактурой, но более частой сменой штриха.

4. Мелодии с аккомпанементом в виде линеарного баса, типичного для менуэтов и других старинных танцев.

5. Трезвучия и их обращения. Трезвучия в аккомпанементе.

6. Мелодия с движением по ступеням трезвучия.

7. Пунктирный ритм в 2–3–4-дольном размере.

8. Двухголосие зеркального типа. Повторение двухголосия параллельного типа.

9. Пьесы с аккомпанементом: бас и аккорд.

10. Синкопированный ритм. Триоли.

11. Смена размера внутри пьесы.

12. Разнообразная аккордовая ткань.

13. Скачки в мелодии.

14. Смена фактуры внутри произведения – передача мелодии из одной руки в другую.

Пятый–седьмой годы обучения

1. Усложнение мелодического рисунка. Хроматические последования.

2. Новые метроритмические задачи: переход от четного к нечетному дроблению метрической единицы.

3. Усложнение фактуры, введение полифонических элементов.

4. Пьесы с фигурационно-гармоническим аккомпанементом:

–триольная гармоническая фигурация.

5. Обращения Д 7.

6. Воспитание навыков фактурного анализа. Выделение фактурной ячейки.

7. Чтение простых мелодий с педалью.

8. Мелизмы в мелодии.

1. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой : учеб. пособие / А. Д. Артоболевская. – Москва : Советский композитор, 1989 – 102 с.

2. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goldaccordeon.com.

3. Брянская, Ф. Д. Пособие по чтению нот с листа на фортепиано. В 2-х частях / Ф. Д. Брянская, Л. Ефимова, С. Ляховицкая; под общ. ред. С. Ляховицкой. – Ч. I – Л.: Музыка, 1963, 1964; Ч. 2 – Л.: Музыка, 1969. – 114 с.

4. Гедике, А. 30 легких фортепианных пьес для начинающих. Тетрадь 1

(№ 1 — 30). – М.: Композитор, 1993 – 24 с.

5.Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальным произведением / Л. С. Гинзбург. – Москва, 1982 – 56 с.

6. Гитлиц, В. Пособие по чтению нот с листа на материале песен народов СССР (V–VII классы ДМШ) / В. Гитлиц; сост., ред., метод., коммент. В. Гитлица. М.: Музыка, 1967. – 78 с.

7. Камаева, Т. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс / Т. Камаева, А. Камаев. Первое изд. – М.: Классика –XXI. – 100 с.

8. Крюкова, В. Музыкальная педагогика / В. Крюкова. – Р.:2002. – 288 с.

9. Курнавина, О. Чтение с листа : пособие / О. Курнавина. – СПб. : Композитор, 2007. – 110 с.

10. Майкапар, С. М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методы правильного развития / С. М. Майкапар. – Москва, 1990. – 250 с.

11. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога / Г. Г. Нейгауз. – М.: Классика-XXI, 2005. – 232 с.

12. Русяева, И. Чтение с листа на уроках сольфеджио: 1–2 кл. ДМШ / И. Русяева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 78 с.

13. Барсукова, С.А. Сборник пьес для фортепиано: Для ДМШ. 1–2 класс: Учеб. – метод. пособие / Сост. С. А. Барсукова. Вып. 3, Ростов н / Д: Феникс, 2002 – 64 с.

14. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.abbia.by. – Дата доступа: 02.03.2019.

15. Шалина, Л. Школа беглого чтения нот с листа : учеб. Пособие / Л. Шалина. – изд. Феникс, 2015 – 136 с.

Программа для обучения быстрого чтения и игры нот "с листа". Имеет перевод на русский язык.

Программа генерирует случайную последовательность нот в диапазоне, выбранном пользователем, и управляет скоростью и точностью их игры. Вместо случайных нот могут быть загружены не очень сложные мелодии в формате MusicXML, и практически изучайте их. Ввести ноты можно не только с MIDI-клавиатуры, но и с клавиатуры PC, а также при помощи виртуальной клавиатуры.
На официальном сайте можно найти каталог файлов, в котором находятся уроки.

Язык: Русский
Лицензия:
GNU GPL v3

Протестировано на ОС: Windows 7 x64, Windows 10 x64

Официальный сайт: notetrainer.ucoz.ru

Внимание, резервная копия обновляется очень редко, так как нужна на случай удаления дистрибутива с официального сайта.