Радиатор на южный мост

Модификация системы охлаждения на материнской плате ASUS P5B Deluxe/WiFi-AP.

Данный небольшой обзор посвящён модификации (улучшению) системы охлаждения на материнской плате ASUS P5B Deluxe/WiFi-AP. Улучшение системы охлаждения имеет смысл делать только в том случае если Вы хотите хорошо разогнать Ваш процессор, т.е. если Вы вообще не планируете гнать процессор (тогда зачем покупать такую дорогую мать?), то эту статью можно не читать и систему охлаждения не улучшать, так как без разгона мать работает очень стабильно и ничего менять не ней не надо! Я купил именно эту материнскую плату, потому что прочитав многие обзоры и тесты, в том числе и зарубежные, понял что, по моему мнению, на данный момент это одна из лучших материнских плат для разгона процессоров Intel Core 2 Duo. Даже тот факт, что именно на этой материнке тестируются и разгоняются новые четырехядерные процессоры Интел семейства Kentsfield говорит уже о многом. Кстати для поддержки этой материнской платой новых четырехядерных процессоров надо всего лишь обновить Биос до версии 0706 и более поздней.

Переходим непосредственно к улучшению системы охлаждения материнской платы ASUS P5B Deluxe/WiFi-AP.

1) Замена термоинтерфейса на северном и южном мосту.

Первое что я решил сделать, когда вытащил материнскую плату из коробки, это снять радиаторы с северного и южного моста, счистить с них заводскую термопасту, также счистить термопасту с чипов северного и южного моста.
Для этого нам понадобится несколько ватных палочек, немного этилового или изопропилового спирта, пинцет и плоская отвертка.
Перевернув материнскую плату мы увидим, что радиатор южного моста крепится к ней двумя зажимами, смело отжимаем их пинцетом и аккуратно снимаем радиатор. Сняться он может не совсем легко, так как он скорее всего плотно прилип к чипу южного моста. Чтобы снять его надо либо приложить немного силы, но только аккуратно, либо подцепить радиатор отверткой и отлипить его с помощью нее, но опять все надо делать аккуратно, чтобы не повредить контакты и микросхемы на материнской плате! Абсолютно также нужно все проделать с радиатором северного моста, но надо учитывать что от него на мосфеты идет тепловая трубка, которая соединяется с другим радиатором и вся эта система снимается вместе, то есть там надо быть еще аккуратней!
После того как мы сняли радиаторы с северного и южного моста необходимо удалить с них заводскую термопасту. Для этого берем ватную палочку, смачиваем ее в этиловом или в изопропиловом спирте и удаляем пасту с радиаторов. Это может занять некоторое время и придется сменить не одну ватную палочку, так как заводская термопаста довольно сильно присохла к радиатору.
Далее если у Вас радиаторы более менее ровные и неплохо отшлифованные, то больше ничего делать с ними не надо, но если они плохо отшлифованы и не очень ровные, то можно выравнить их основание с помощью шкурки-нулевки, а потом отшлифовать с помощью пасты ГОИ и масла (соответствующие методики есть на форуме и здесь я их приводить не буду).
Теперь необходимо снять термопасту с чипов южного и северного моста. Для этого ватной палочкой, предварительно смоченной в спирте, аккуратно смываем заводскую термопасту, делаем это не торопясь, чтобы не повредить сами чипы и другие микросхемы материнской платы.
После того как мы освободили радиаторы и чипы северного и южного моста от заводской термопасты, необходимо нанести какую нибудь другую более эффективную термопасту. Я для этой цели выбрал наиболее доступную, и, по-моему мнению, очень хорошую в соотношении цена/доступность/теплопроводность, термопасту КПТ-8, купленную в Санрайзе в середине сентября 2006 года. Паста была в 125-граммовом тюбике, имела белый цвет и немного густоватую консистенцию, кстати срок годности ее, указанный на тюбике, равняется 3-м годам.
Выдавливаем небольшую каплю термопасты КПТ-8 на южный мост и размазываем ее по всей поверхности чипа равномерным тонким слоем. Я размазывал каплю с помощью напалечника, довольно удобно надо сказать. Также следует нанести совсем маленькую капельку термопасты на сам радиатор южного моста, во избежание образования воздушных пузырьков от возможной неровности или шероховатости радиатора. Далее аккуратно прижимаем радиатор на чип южного моста и защелкиваем с обратной стороны материнской платы. На северном мосте делаем все аналогично южному, за исключением того, что чип северного моста меньше и термопасты нужно соответственно меньше. Незабываем также нанести совсем немного темопасты на радиатор северного моста.
Замена термоинтерфейса на северном и южном мосту материнской платы ASUS P5B Deluxe/WiFi-AP произведена.

На этом в принципе можно было бы остановиться, но тем кто планирует сильно гнать процессор и ему возможно понадобиться повышать напряжение на северном и южном мосту, вседствие этого они начнут сильно греться. Тем более что в штатном режиме, даже без замены термоинтерфейса, северный и особенно южный мост сильно греются. У меня без заменяя термоинтерфейса и даже без разгона температура на южном мосте была вплоть до 50-55 градусов при длительных компьютерных играх. Северный мост греется изначально меньше, так как там стоит более массивный радиатор. Но чтобы улучшить показатели разгона процессора при повышении напряжения на северном и на южном мосту, а также чтобы хорошо охладить северный и южный мост, приступаем ко второй части улучшения системы охлаждения на материнской плате ASUS P5B Deluxe/WiFi-AP.

Читайте также:  Лучшие темы для powerpoint

2) Дополнительное охлаждение северного и южного мостов.
Я пошел наверно самым простым способом дополнительного охлаждения чипсета и южного моста.
На южный мост я приклеил 4 радиатора, предназначенные для охлаждения памяти видеокарты из комплекта Titan. В качестве клея я использовал теплопроводный клей Алсил-5.

Далее на эти радиаторы, опять же с помощью теплопроводного клея Алсил-5, я аккуратно приклеил вентилятор 40х40 мм Titan TFD 4010M12C.

С южным мостом закончили и теперь можно приступать к улучшению охлаждения северного моста (чипсета).
На северный мост я приклеил с помощью теплопроводного клея Алсил-5 радиатор с вентилятором из того же комплекта для охлаждения видеоадаптера Titan.

С установкой дополнительного охлаждения на северный и южный мост закончено, теперь можно приступить к установке дополнительного охлаждения других частей материнской платы.

3) Дополнительного охлаждения других частей материнской платы.
В комплекте с материнской платой ASUS P5B Deluxe/WiFi-AP есть специальный дополнительный вентилятор, который ставится на радиатор, который охлаждает мосфеты. Его в принципе вполне достаточно если система будет подвергаться разгону.
Мне пришлось по другому охлаждать воздушное пространство вокруг этого радиатора, так как установка процессорного кулера Thermaltake Big Typhoon не дает поставить этот вентилятор, потому что размеры Тайфуна велики и тепловые трубки мешают встать дополнительному вентилятору на радиатор, который охлаждает мосфеты.
Я приклеил с помощью все того же теплопроводного клея Алсил-5 вентилятор 40х40 мм Titan TFD 4010M12C на блок гигабитной сетевой карты – не очень красиво, но до сих пор все держится, не отваливается и главное этот вентилятор обдувает воздушное пространство над радиатором, который охлаждает мосфеты.

Далее я решил охладить чипы 8-ми фазного питания процессора RIO R47, которые после нескольких часов в компьютерные игры нагреваются заметно. На них я просто приклеил алюминиевые радиаторы из комплекта охлаждения видеоадаптера TITANTTC-CUV2AB RHS [4500] rpm.

На этом модификация (улучшение) системы охлаждения на материнской плате ASUS P5B Deluxe/WiFi-AP закончена. Не судите статью строго, так как она не претендует на идеальную. Все пожелания и комментарии можно отправлять мне по л.с. или по электронной почте а также в теме Asus P5B / P5B-E / Plus / Deluxe / WiFi-AP (Intel P965)

Северный и южный мосты — основные составляющие чипсета материнской платы. Они предназначены для управления всеми устройствами компьютера, но если южному мосту досталась роль "младшего брата", управляющего пусть и важными, но небыстрыми процессами взаимодействия внутри и между интерфейсами платы (контроллеры дисков, сетевых и аудиоустройств и т. д.), то северный мост используется в качестве "тяжелой артиллерии", поскольку отвечает за процессор, оперативную память, видеоадаптер, а также контролирует все процессы связи между этими компонентами и контроллером южного моста. Иными словами, его удел — управление устройствами, на которые приходится максимальная нагрузка во время работы компьютера.

Расположение

Представляет собой впаянный в системную плату чип, расположенный на северной (то есть верхней) ее стороне и укрытый радиатором охлаждения. Северный мост на большей части материнских плат охлаждается пассивным отводом тепла, в то время как активное охлаждение с использованием кулера — прерогатива мощных систем, рассчитанных на экстремальные нагрузки. Это могут быть игровые компьютеры, графические станции и сервера.

Теплоотвод

Стандартного теплоотвода для успешного охлаждения северного моста хватает в большинстве случаев, в том числе и при апгрейде системы, однако нередки ситуации, при которых пользователи разгоняют свои компьютеры, увеличивая частоту системной платы, процессора или видеокарты для увеличения производительности ПК. Это, в свою очередь, неизбежно ведет и к увеличению тепловыделения этих компонентов. А учитывая весьма близкое с ними соседство и собственную возросшую температуру, заводского охлаждения северному мосту в таких случаях может уже и не хватить, что чревато весьма неприятными последствиями, вплоть до выхода чипа из строя. Результатом при таком развитии событий, вероятнее всего, будет замена материнской платы, поскольку ремонт оказывается экономически нецелесообразен.

Готовые варианты систем охлаждения

В случаях возможного перегрева поиски системы охлаждения северного моста материнской платы, как правило, начинаются с определения формфактора компьютера. Для разных размеров плат (mini-ATX, micro-ATX или ATX) существуют определенные решения, поэтому при заказе через Интернет (а чаще всего подобные устройства именно так сейчас и приобретаются) важно учитывать габариты компьютера и размеры установленных компонентов.

Читайте также:  Момо это правда или нет

Сборка системы охлаждения северного моста своими руками

В торговых точках в настоящее время выбор подобных систем довольно скуден: в основном в продаже имеются блоки кулер-радиатор для охлаждения процессоров, поэтому владельцам нуждающихся в более эффективном теплоотводе компьютеров чаще всего приходится собирать собственные конструкции, проявляя чудеса изобретательности. В ход идут радиаторы от старых процессоров, к ним различными способами крепятся вентиляторы, перепаиваются разъемы питания, а затем получившийся гибрид устанавливается в недра компьютера. Причем нередко эффективность охлаждения оказывается очень высокой.

Рекомендации по сборке

Если ситуация не позволяет по тем или иным причинам приобрести готовое решение, и остается надеяться только на собственные руки и смекалку, следует придерживаться нескольких важных рекомендаций.

  • Тщательно измерить все расстояния, чтобы новая система не перекрывала видеокарту, оперативную память и процессор.
  • Извлечь перед установкой видеокарту, оперативную память и при необходимости процессор. Заодно не помешает чистка систем охлаждения (и, возможно, замена термопасты) на процессоре и видеокарте.
  • Без крайней необходимости не демонтировать "родной" радиатор охлаждения северного моста. Во-первых, это чревато потерей гарантии (разумеется, если она еще действует). Во-вторых, он может быть закреплен на чипе с помощью слоя специальной клейкой термопасты, уборка и замена которой в условиях ограниченного пространства — весьма долгий и непростой процесс. Если радиатор крепится специальными зажимами, для его демонтажа потребуется доступ к задней части материнской платы, что тоже не всегда осуществимо без разборки компьютера.
  • В большинстве случаев достаточно добавления подходящего по размеру кулера, закрепить который можно с помощью супер клея (с осторожностью!) либо небольшими саморезами, ввинченными в промежутки между ламелями радиатора. Иногда конструкция радиатора позволяет использовать скотч, на который сверху наносится суперклей, а затем приклеивается вентилятор (например, радиаторы охлаждения северного моста Gigabyte).

  • Если без комплексной замены решить задачу все же не представляется возможным, все действия производят при полностью свободной от подключенных устройств системной плате. В случае зажимного крепления проблем возникнуть не должно, а вот с клейким основанием придется повозиться. Понадобится растворитель (жидкость для снятия лака, бензин для зажигалок или водка), ватные палочки и старая пластиковая карта. Для установки можно использовать классическую КПТ-8 (зажимной монтаж) или термоклей (клеевой монтаж).
  • Избегать попадания растворителя, термопасты и клея на другие узлы материнской платы.

Если все сделано правильно, температурные показатели на любом из тестов в разных режимах нагрузки будут находиться в пределах нормы, продлевая тем самым срок службы системной платы.

Доработка радиатора южного моста.

После покупки материнской платы она провела некоторое время на столе, на открытом стенде. Обратил внимание, что даже в простое температура южного моста непривычно велика, касаясь радиатора, руке сильно горячо (по мониторингу из BIOS 58-60 C). Можно было бы не обращать внимание, ведь инженеры ASUS не стали бы устанавливать мост в критический тепловой режим, чтобы потом менять их по гарантии. Но рассмотрев конструкцию радиатора сразу увидел, что приложив небольшое усилие можно его улучшить, а значит и облегчить тепловой баланс моста.

Радиатор проектировал явно маркетолог, инженер до такого не додумался бы, выглядит он так:

В самом нагретом месте, над мостом, ребер нет, зато красуется логотип фирмы. У меня сразу возникла мысль пластину с логотипом вырезать, и установить игольчатый радиатор, по прикидкам прекрасно подходил радиатор от старой видеокарты:

Прикинул, как буду делать, чертеж радиатора южного моста:

Верхняя пластина выпиливается ножовкой, остатки выравниваются напильником. Нижняя пластина в месте, предназначеном для установки дополнительного радиатора, также выравнивается напильником (там то ли остатки, то ли зачатки ребер 0,2-0,3мм).

Чертеж радиатора видеокарты:

У радиатора отпиливается ножовкой крайний ряд иголок с ушком, выравнивается напильником. Второе ушко спиливается, сторона так-же выравнивается напильником.

Теперь по углам необходимо просверлить отверстия для винтов, а значит радиаторы необходимо зафиксировать относительно друг друга. К сожалению у меня такой струбцинки нет, я сделал по другому. Тщательно выставив боковые зазоры радиаторов, сверлом 1.0мм со стороны иголок я просверлил первое отверстие между иглами. Сверлил на станке, предварительно ничего не размечал. В отверстие загнал обрезок провода 1.0мм, прекрасно подошел вывод резистора МЛТ-2.
Повернул радиаторы на 180, опять тщательно выставил зазоры, проверлил второе отвестие по диагонали, зафиксировал обрезком провода 1.0мм. Третье отверстие тоже фиксировал, четвертое фиксировать не к чему.
После того, как все четыре отверстия просверлены, снимаем фиксаторы, разьединяем радиаторы. Подбираем четыре винтика, я нашел М3х8 с головками впотай. В переделываемом радиаторе ASYS рассверливаем отверстия до 3,5мм. С нижней стороны зенкуем для головок впотай. Совсем впотай не получилось, надо контролировать еще и толщину заглубления в радиатор. Заглубился примерно на 1мм (и 1мм остался), шляпки винтов выступают

Читайте также:  Робот пылесос hec mrc510 отзывы

0,3-0,4мм, вполне допустимо. Отверстия в радиаторе от видеокарты рассверливаем до 2,3-2,4мм, нарезаем резьбу М3.
Предварительно скручиваем, проверяем как совпало, при необходимости устраняем огрехи. Если все нормально, разбираем, наносим термопасту между радиаторами, собираем, скручиваем. Я использовал термопасту AEROCOOL Baraf-S, брал в 3,5г тюбике, еще и удобную лопатку приложили. Рекомендую перед использованием подержать пакетик с пастой минут 5-10 в кипятке, наносить будет легче. По тактильным ощущениям вес радиатора увеличился раза в два, более точных измерений произвести до переделки не догадался.

Во время слесарных работ немного смялась и полуоторвалась терможвачка. Наверное можно было ее расправить и прилепить обратно. Но я ее просто оторвал и выбросил, ее применение более-менее оправдано при охлаждении одним радиатором нескольких рядом расположенных деталей из-за несовпадающей высоты. У меня же только один южный мост x370 с ровной площадкой (21,7 x 21,7mm).

Вместо нее нанесена термопаста (без фанатизма), перед этим и чип и радиатор желательно обезжирить. Одеколоном, водкой, спиртом, можно и растворителем, чип с лазерной гравировкой, ничего не не должно стереться (не пробовал растворителем). Южный мост в BGA исполнении, даже если немного термопасты вылезет за габарит, на контакты не попадет, да и примененная термопаста заявлена как неэлектропроводная. Но лучше подстраховаться, наносим термопасту тонким слоем и на чип и на радиатор, совмещаем, сдавливаем, снимаем радиатор. Осматриваем место соприкосновения, любые потеки и вылезы за габарит снимаем лопаткой (с небольшим запасом), ставим на место. Штатные подпружиненные пластмассовые клипсы заменены винтами М3х20. Надета изолирующая шайба, винты вставлены снизу, на винты одет радиатор, пружинки от пластиковых клипс, металлические шайбы, гайки М3. Такое крепление позволяет в некоторых пределах менять усилие прижима радиатора.
По результатам мониторинга в BIOS температура южного моста в состоянии ожидания стала

36-37 градусов, тактильно температура радиатора почти не изменилась (хотя тут все субьективно, ранее тыльную сторону ладони клал на ровную поверхность, теперь на игольчатый радиатор). Я доволен переделкой, и дополнительный радиатор к месту, и замена терможвачки на тонкий слой термопасты много значит.

Замена радиаторов мосфетов.

После доработки радиатора южного моста осмотрел радиаторы мосфетов, вид не понравился, хилая прижимная пластина и «петушиный хвост» над ней. Пластина с хвостом соединена только тонкой перемычкой, теплопередача сомнительная. Термопрокладки на радиаторах мосфетов 1,0мм, меньше ширины основания радиатора, судя по отпечаткам больше охлаждают драйвера чем мосфеты.

Сравнил с радиаторами мосфетов на материнке классом повыше (ASYS PRIME X370-PRO), число мосфетов и регулируемых каналов одинаково:

Все логично, более толстая опорная пластина, ширина основания «петушиного хвоста» побольше, максимальная над мосфетами, далее толщина ребер снижается, прижимное крепление винтами. Понятно, что имеющиеся радиаторы не переделать, надо искать заготовку для новых.
Такая заготовка, радиатор на 7 транзисторов в метало-стеклянном корпусе родом из 90-х годов была найдена в старом барахле. Кусок сзади-слева вырезан для переделки.

Чертежи были сделаны, но в основном подгонка производилась по месту.

Достаточно много слесарных работ ножовкой и напильником с промежуточной проверкой, заглаживание шкуркой и надфилем. Результат:

Новые радиаторы ощутимо тяжелее, крепление винтовое, в лапках радиатора нарезана резьба М3. Из-за большей ширины радиатора для мосфетов процессора и расположения его разьема (процессора) дополнительного 12V питания, пришлось в задней части подрезать крайнее ребро.
Термопрокладки были заменены на новые, купил GELID 0,5мм, 80×40мм, вырезал по размеру основания радиаторов. Про защитную пленку термопрокладки, с одной стороны она голубая и ясно видна, с другой прозрачная и ее как бы нет. Отдирать надо обе, термопрокладка должна быть матовая.
Про эффект от замены ничего не скажу, наверное есть, замерить и сравнить нечем, разгоном не увлекаюсь.
Правда частоту памяти выставил на 3200 (номинальное 2400), напряжение не повышал, старый радиатор мосфетов ОЗУ был еле теплый, новый возможно холоднее, но палец не термометр.
Радиатор мосфетов питания процессора вообще находится на выхлопе башенного кулера процессора с PWM и 120мм вентилятором, а датчика мониторинга у него нет.
Я прикидывал возможность установить на радиаторы датчики мониторинга. Примерил PT-100:

Если до формирования лапок в радиаторах просверлить для датчиков отверстия с торца диамметром 4мм, должны встать. Но ведь сигнал от них (от датчиков) еще нужно обработать и завести на плату.
Вовремя себя одернул, не стал заморачиваться.