Радиаторы для материнских плат

Радиатор VRM

— наличие радиатора для модуля VRM в конструкции материнской платы.

VRM — это модуль регулировки напряжения, через который питание от компьютерного БП поступает на процессор. Этот модуль понижает стандартное напряжение блока питания (+5 или +12 В) до более низкого значения, необходимого для работы процессора (обычно чуть более 1 В). При высоких нагрузках регулятор напряжения может сильно нагреваться, и без специализированной системы охлаждения дело может закончиться перегревом и даже перегоранием деталей. Радиатор VRM снижает вероятность подобных ситуаций; он может оказаться нелишним для любого CPU, и крайне желателен, если плату планируется использовать с мощным высококлассным процессором (особенно разогнанным).

Доработка радиатора южного моста.

После покупки материнской платы она провела некоторое время на столе, на открытом стенде. Обратил внимание, что даже в простое температура южного моста непривычно велика, касаясь радиатора, руке сильно горячо (по мониторингу из BIOS 58-60 C). Можно было бы не обращать внимание, ведь инженеры ASUS не стали бы устанавливать мост в критический тепловой режим, чтобы потом менять их по гарантии. Но рассмотрев конструкцию радиатора сразу увидел, что приложив небольшое усилие можно его улучшить, а значит и облегчить тепловой баланс моста.

Радиатор проектировал явно маркетолог, инженер до такого не додумался бы, выглядит он так:

В самом нагретом месте, над мостом, ребер нет, зато красуется логотип фирмы. У меня сразу возникла мысль пластину с логотипом вырезать, и установить игольчатый радиатор, по прикидкам прекрасно подходил радиатор от старой видеокарты:

Прикинул, как буду делать, чертеж радиатора южного моста:

Верхняя пластина выпиливается ножовкой, остатки выравниваются напильником. Нижняя пластина в месте, предназначеном для установки дополнительного радиатора, также выравнивается напильником (там то ли остатки, то ли зачатки ребер 0,2-0,3мм).

Чертеж радиатора видеокарты:

У радиатора отпиливается ножовкой крайний ряд иголок с ушком, выравнивается напильником. Второе ушко спиливается, сторона так-же выравнивается напильником.

Теперь по углам необходимо просверлить отверстия для винтов, а значит радиаторы необходимо зафиксировать относительно друг друга. К сожалению у меня такой струбцинки нет, я сделал по другому. Тщательно выставив боковые зазоры радиаторов, сверлом 1.0мм со стороны иголок я просверлил первое отверстие между иглами. Сверлил на станке, предварительно ничего не размечал. В отверстие загнал обрезок провода 1.0мм, прекрасно подошел вывод резистора МЛТ-2.
Повернул радиаторы на 180, опять тщательно выставил зазоры, проверлил второе отвестие по диагонали, зафиксировал обрезком провода 1.0мм. Третье отверстие тоже фиксировал, четвертое фиксировать не к чему.
После того, как все четыре отверстия просверлены, снимаем фиксаторы, разьединяем радиаторы. Подбираем четыре винтика, я нашел М3х8 с головками впотай. В переделываемом радиаторе ASYS рассверливаем отверстия до 3,5мм. С нижней стороны зенкуем для головок впотай. Совсем впотай не получилось, надо контролировать еще и толщину заглубления в радиатор. Заглубился примерно на 1мм (и 1мм остался), шляпки винтов выступают

Читайте также:  Программа открывающая файл doc

0,3-0,4мм, вполне допустимо. Отверстия в радиаторе от видеокарты рассверливаем до 2,3-2,4мм, нарезаем резьбу М3.
Предварительно скручиваем, проверяем как совпало, при необходимости устраняем огрехи. Если все нормально, разбираем, наносим термопасту между радиаторами, собираем, скручиваем. Я использовал термопасту AEROCOOL Baraf-S, брал в 3,5г тюбике, еще и удобную лопатку приложили. Рекомендую перед использованием подержать пакетик с пастой минут 5-10 в кипятке, наносить будет легче. По тактильным ощущениям вес радиатора увеличился раза в два, более точных измерений произвести до переделки не догадался.

Во время слесарных работ немного смялась и полуоторвалась терможвачка. Наверное можно было ее расправить и прилепить обратно. Но я ее просто оторвал и выбросил, ее применение более-менее оправдано при охлаждении одним радиатором нескольких рядом расположенных деталей из-за несовпадающей высоты. У меня же только один южный мост x370 с ровной площадкой (21,7 x 21,7mm).

Вместо нее нанесена термопаста (без фанатизма), перед этим и чип и радиатор желательно обезжирить. Одеколоном, водкой, спиртом, можно и растворителем, чип с лазерной гравировкой, ничего не не должно стереться (не пробовал растворителем). Южный мост в BGA исполнении, даже если немного термопасты вылезет за габарит, на контакты не попадет, да и примененная термопаста заявлена как неэлектропроводная. Но лучше подстраховаться, наносим термопасту тонким слоем и на чип и на радиатор, совмещаем, сдавливаем, снимаем радиатор. Осматриваем место соприкосновения, любые потеки и вылезы за габарит снимаем лопаткой (с небольшим запасом), ставим на место. Штатные подпружиненные пластмассовые клипсы заменены винтами М3х20. Надета изолирующая шайба, винты вставлены снизу, на винты одет радиатор, пружинки от пластиковых клипс, металлические шайбы, гайки М3. Такое крепление позволяет в некоторых пределах менять усилие прижима радиатора.
По результатам мониторинга в BIOS температура южного моста в состоянии ожидания стала

Читайте также:  Видео смотрикома в контакте

36-37 градусов, тактильно температура радиатора почти не изменилась (хотя тут все субьективно, ранее тыльную сторону ладони клал на ровную поверхность, теперь на игольчатый радиатор). Я доволен переделкой, и дополнительный радиатор к месту, и замена терможвачки на тонкий слой термопасты много значит.

Замена радиаторов мосфетов.

После доработки радиатора южного моста осмотрел радиаторы мосфетов, вид не понравился, хилая прижимная пластина и «петушиный хвост» над ней. Пластина с хвостом соединена только тонкой перемычкой, теплопередача сомнительная. Термопрокладки на радиаторах мосфетов 1,0мм, меньше ширины основания радиатора, судя по отпечаткам больше охлаждают драйвера чем мосфеты.

Сравнил с радиаторами мосфетов на материнке классом повыше (ASYS PRIME X370-PRO), число мосфетов и регулируемых каналов одинаково:

Все логично, более толстая опорная пластина, ширина основания «петушиного хвоста» побольше, максимальная над мосфетами, далее толщина ребер снижается, прижимное крепление винтами. Понятно, что имеющиеся радиаторы не переделать, надо искать заготовку для новых.
Такая заготовка, радиатор на 7 транзисторов в метало-стеклянном корпусе родом из 90-х годов была найдена в старом барахле. Кусок сзади-слева вырезан для переделки.

Чертежи были сделаны, но в основном подгонка производилась по месту.

Достаточно много слесарных работ ножовкой и напильником с промежуточной проверкой, заглаживание шкуркой и надфилем. Результат:

Новые радиаторы ощутимо тяжелее, крепление винтовое, в лапках радиатора нарезана резьба М3. Из-за большей ширины радиатора для мосфетов процессора и расположения его разьема (процессора) дополнительного 12V питания, пришлось в задней части подрезать крайнее ребро.
Термопрокладки были заменены на новые, купил GELID 0,5мм, 80×40мм, вырезал по размеру основания радиаторов. Про защитную пленку термопрокладки, с одной стороны она голубая и ясно видна, с другой прозрачная и ее как бы нет. Отдирать надо обе, термопрокладка должна быть матовая.
Про эффект от замены ничего не скажу, наверное есть, замерить и сравнить нечем, разгоном не увлекаюсь.
Правда частоту памяти выставил на 3200 (номинальное 2400), напряжение не повышал, старый радиатор мосфетов ОЗУ был еле теплый, новый возможно холоднее, но палец не термометр.
Радиатор мосфетов питания процессора вообще находится на выхлопе башенного кулера процессора с PWM и 120мм вентилятором, а датчика мониторинга у него нет.
Я прикидывал возможность установить на радиаторы датчики мониторинга. Примерил PT-100:

Читайте также:  Kingston hyperx fury ddr4 тайминги

Если до формирования лапок в радиаторах просверлить для датчиков отверстия с торца диамметром 4мм, должны встать. Но ведь сигнал от них (от датчиков) еще нужно обработать и завести на плату.
Вовремя себя одернул, не стал заморачиваться.

На деле же эффективность системы питания не определяется сугубо числом фаз – здесь уместна аналогия с раками из классической сценки в исполнении Романа Карцева: "Ну очень большие, но по пять рублей" и "Ну очень маленькие, но по три рубля". Другими словами, система питания может обеспечивать заданную мощность и при использовании всего трех фаз. Выгода от использования нескольких фаз заключается в том, что при распределении нагрузки между бОльшим числом фаз удельная нагрузка на каждую уменьшается, и перегрева элементов не происходит.

реклама

Кстати, мне доводилось видеть и ватерблоки для силовых транзисторов: истинные произведения технического миниатюризма :).