Сделайте кластер на тему цель и средства

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Скачать:

Вложение Размер
priem_klaster_na_uroke.docx 60.34 КБ

Предварительный просмотр:

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать?

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы . Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из приёмов, активно используемых на уроках, является «Кластер» Показаны приёмы технологии. Работа сучебником. Наблюдение за различными способами выражения подлеж.

При составлении плана урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения .

Опыт работы по введению геометрических понятий.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким .

Мастер-класс Прием "Кластер и синквейн"Использование данного метода на уроке русского языка при узучении частей речи – имя существительное.

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).Цель: подготовит.

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 – 11 классах.

Скачать:

Вложение Размер
metod_klastera_v_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya_-_vystuplenie_na_kafedre.doc 87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на кафедре дисциплин гуманитарного цикла

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Читайте также:  Система ps4 была выключена неправильно

учителя МОУ Лицей г. Истры

Тюмаковой Ольги Николаевны

1. Методические особенности технологии критического мышления;

2. Примеры уроков на основе элементов технологии критического мышления.

Задачи новой школы

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Очень важно грамотно работать с информацией.

1. Технология критического мышления:

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Понятие критического мышления

  1. В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика
  2. В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.
  3. Какие условия для этого необходимы?
  4. Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения,

  1. возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

По мнению Г.Селевко, критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

  1. не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
  2. не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
  3. – коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
  4. – объективная оценка
  1. положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Критическое мышление — это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы ;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;

принимать независимые продуманные решения .

  1. Проявлять любознательность
  2. Использовать исследовательские методы
  3. Ставить перед собой вопросы
  4. Осуществлять планомерный поиск ответов
  5. Вскрывать причины и последствия фактов
  6. Сомнение в общепринятых истинах
  7. Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
  8. Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Качества личности, позволяющие воспользоваться критическим мышлением.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  1. Готовность к планированию . Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  6. Поиск компромиссных решений . Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
  7. Что дает технология критического мышления ученику:
    – повышение эффективности восприятия информации;
    – повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    – умение критически мыслить;
    – умение ответственно относиться к собственному образованию;
    – умение работать в сотрудничестве с другими;
    – повышение качества образования учеников;
    – желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
  8. Что дает технология критического мышления учителю:
    – умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
    – возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
    – стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
    – стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Особенности и правила технологии развития

  1. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения , как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
  2. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации , и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенко О.В.

Пирамида стратегий кластера включает три уровня: кластерная стратегия регионального развития, стратегия развития кластера , стратегия участия отдельного предприятия в кластере . Вхождение предприятия в кластер будет зависеть от его стратегических установок, складывающихся внешних условий, а также целей участия в кластере . Это могут быть новые возможности роста бизнеса, повышение конкурентоспособности, развитие вертикальных и горизонтальных связей, повышение статуса предприятия за счет участия в кластере , пользование кластерными сервисами. Участие предприятия в кластере может быть эпизодическим, периодическим и стратегическим. Более успешное и устойчивое развитие кластера возможно, когда участие в кластере становится для предприятий частью их стратегии.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костенко О.В.

Текст научной работы на тему «Цели как основа стратегии участия предприятия в кластере»

• улучшение качества образования;

Читайте также:  Honor 7 16gb характеристики

• повышение эффективности всего учебного процесса за счет его индивидуализации;

• экономия времени слушателей за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия;

• использование инновационных методов обучения;

• нацеливание слушателей на самостоятельное овладение учебным материалом и поиск дополнительных информационных ресурсов, в итоге расширяются когнитивные способности, укрепляется сознание в самообразовании, что позволяет облегчить усвоение современной информации и сформировать необходимые компетенции.

Учитывая все перечисленные достоинства, открывается широкий спектр применения электронной рабочей тетради. Они могут стать незаменимыми не только на дистанционных курсах в КЦПК «Персонал», но и в высших учебных заведениях при очной и заочной формах обучениях. А также на учебных занятиях в сфере начального и средне профессионального образования. Список использованной литературы:

1. Рахлис Т.П. Педагогические условия повышения эффективности экономического образования студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2007.

2. Савинова Т.Л. Проблемы эффективности инвестиционной политики предприятия. Экономика и политика. 2012. № 5(5). С.65-69.

3. Усманова К.Ф., Федоров Д.Н. Организация предприятий экономики. Экономика и политика. 2012. №5 (5). С. 76-77.

© Королева Е.С., Захарин А.В., Кузина Г.В., 2015

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой денег, кредита и финансов ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия

г. Киров, Российская Федерация

ЦЕЛИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ УЧАСТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В КЛАСТЕРЕ

Пирамида стратегий кластера включает три уровня: кластерная стратегия регионального развития, стратегия развития кластера, стратегия участия отдельного предприятия в кластере. Вхождение предприятия в кластер будет зависеть от его стратегических установок, складывающихся внешних условий, а также целей участия в кластере. Это могут быть новые возможности роста бизнеса, повышение конкурентоспособности, развитие вертикальных и горизонтальных связей, повышение статуса предприятия за счет участия в кластере, пользование кластерными сервисами. Участие предприятия в кластере может быть эпизодическим, периодическим и стратегическим. Более успешное и устойчивое развитие кластера возможно, когда участие в кластере становится для предприятий частью их стратегии.

Кластер, стратегия развития кластера, уровни управления развитием кластера, цели участия

предприятия в кластере.

Работа выполнена в ФГБНУ СВРАНЦ и ФГБОУ ВО Вятская ГСХА.

Процессы научно-технологического и технического развития, усложнение хозяйственных связей, глобализация экономики естественным образом привели к тому, что в современном мире кластеры стали объективной экономической реальностью. В современной экономике активное формирование и развитие кластеров является результатом не только естественных процессов кластеризации в экономике, но и следствием широкого применения кластерного подхода на уровне государственного управления. Однако создание и стимулирование развития кластеров – серьезное мероприятие долгосрочного характера, которое может быть успешным лишь в случае комплексного подхода к его решению. Столь сложный объект управления не должен развиваться стихийно, если он выбран в качестве возможной точки роста региональной экономики. Основой развития кластера должен стать стратегический подход.

Стратегия развития кластера – относительно новое понятие для экономической науки. За пятьдесят лет интенсивного развития стратегического менеджмента широкое развитие получили вопросы стратегического менеджмента на уровне отдельной организации (предприятия) [1]. Значимые шаги сделаны в сфере стратегического планирования на государственном уровне. На фоне этого разработка стратегии развития кластеров является новым, пока еще недостаточно разработанным направлением стратегического планирования.

Кластер – сложная социально-экономическая система, вписанная в пирамиду социально-экономических систем других уровней. Это обстоятельно должно быть положено в основу системного описания стратегии кластера. Пирамида стратегий, обеспечивающих развитие кластера, по нашему убеждению, включает стратегии трех уровней и субъектов управления:

– кластерная стратегия регионального развития, которая находит выражение в региональной кластерной политике;

– стратегия развития кластера, которая в свою очередь тоже должна иметь свою структуру, с обязательным выделением ключевых направлений;

– стратегия развития каждого отдельного предприятия (организации), которая кроме традиционных элементов должна быть дополнена разделом по участию данного предприятия в кластере.

Стратегия участия отдельного предприятия (организации) в кластере – третий, нижний организационный уровень в системе управления развитием кластера. Парадокс в том, что именно на этом уровне протекают основные процессы развития кластера. Региональная кластерная политика и стратегия развития кластера лишь создают условия и задают направления. Рост кластера осуществляется исключительно за счет присоединения новых участников и развития кооперации между ними. Поэтому исследование условий, мотивов и механизмов этого процесса исключительно важно для обоснования и принятия правильных решений, как на уровне региональных органов власти, так и руководства кластера. Вхождение в кластер будет зависеть от ряда обстоятельств: собственной стратегии развития предприятия, складывающихся внешних условий, а также мотивов и стимулов участия в кластере. Очевидно, что такое решение может быть принято, только оно несет предприятию некие выгоды и преференции.

Анализ научных публикаций, посвященных целям и выгодам от участия предприятия в кластере, позволил выделить несколько основных направлений. Первое – возможности роста бизнеса. Так, В.И. Самаруха [2, с.235] указывает на расширение объемов производства товаров и услуг участниками кластера, Д.И. Калашников [3, с.11] – на стремление «развиваться в сторону специализации». Есть примеры указания на направления роста. Гораздо более конкретная цель участия в кластере – выход на новые рынки сбыта, увеличение рыночной доли предприятия [4, с.17]. Называются также рост репутации и популярности торговой марки [5], усиление бренда [4].

Второе направление – развитие вертикальных и горизонтальных связей между предприятиями в кластере. Как отмечает И.Г. Дежина [6, с.31], кластер облегчает вхождение в глобальные цепочки и сети создания продуктов и технологий. Возможны перестройка и оптимизация бизнес-процессов [4], использование разных форм аутсорсинга, в том числе НИОКР [6], улучшение результатов «входных» звеньев

цепочки ценности. Д.И. Калашников [3] в качестве цели участия в кластере называет стремление предприятий иметь доступ к квалифицированной рабочей силе. Развитие горизонтальных связей может осуществляться посредством реализации кластерных проектов и программ [4].

В качестве самостоятельного направления целей участия в кластере указывают также на возможности повышения конкурентоспособности продукции – либо за счет повышения ее качества [4], либо за счет снижения цен, сокращения издержек [3, 4] в производстве, логистике, при выходе на новые рынки и в других операциях. Однако это – следствие роста предприятия в условиях кластера и развития кооперации.

Третье направление – возможность пользоваться различными кластерными сервисами. Это могут быть, например, разнообразные виды информационной поддержки. Так, в интересах кластеров Верхней Австрии [7, с. 15] ведутся базы данных, справочники компаний, осуществляется консультирование и другие виды информирования. Кластеры проводят регулярные специализированные мероприятия, организуют и поддерживают совместные проекты и т.д. В совокупности речь идет о мероприятиях региональной кластерной политики и организации – менеджера кластера. Пишут также о возможности предприятий получать в кластере доступ к различным ресурсам [6], технологическим и другим сервисам, технологиям и знаниям [7, с.16] и т.п.

Четвертое направление основано на том, что вхождение в кластер повышает статус входящих в него компаний [5], увеличивает социально-политический вес системы [4]. Это важно, поскольку дает возможность лоббировать собственные интересы [3], решать проблемы развития инфраструктуры за счет программ государственной поддержки. Надо отметить, что в современных российских условиях эти цели создают весьма сильную мотивацию для формирования кластеров и участия в них.

Читайте также:  Как очистить яндекс браузер от вирусов

Справедливости ради надо сказать, что в процессе анализа нами были выявлены ряд иных представлений о целях участия предприятий в кластерах. Некоторые из них мы склонны рассматривать скорее как следствие, но не цели участия в кластере. Сюда можно отнести, например, изменение предпринимательской культуры или рост доверия [6]; синергию и диверсификацию рисков [4]; инновационную активность и внедрение инновационных технологий [2], повышение качества управления и рост капитализированной стоимости [4].

Кроме того, имеют место отдельные опасные, с нашей точки зрения, для эволюции кластера утверждения. Так, А.Г. Боев [4] в качестве цели участия в кластере называет стремление предприятия оказывать влияние на рыночные цены. В.И. Самаруха [2] допускает проведение единой ценовой политики на товарном рынке. С подобными утверждениями категорические не согласна И.Г. Филиппова [8, с.4], которая считает, что это – проявление рыночной власти и полная противоположность конкуренции.

Нельзя согласиться и с утверждением о том, что целью участия в кластере является слияние капиталов предприятий, как утверждает А.Г. Боев [4]. Это как минимум не обязательно, поскольку кластер изначально рассматривается как совокупность независимых агентов, в том числе конкурирующих между собой.

Можно выделить еще одно, пятое направление. Все предыдущие заключались в использовании различных возможностей (роста, развития, улучшения и т.д.). Однако в практике бизнеса нередко компания встает перед необходимостью кардинального пересмотра стратегии, столкнувшись с проблемами. Именно на такой подход указывает Д.И. Калашников [3] и иллюстрирует его примерами вузов (претензии работодателей к качеству подготовки выпускников) и научно-исследовательских учреждений (востребованность прикладных НИР и НИОКР).

Участие предприятия в кластере может осуществляться эпизодически или регулярно, быть скорее формальным или составлять один из основных блоков его стратегии развития. Основываясь на перечисленных выше направлениях, можно привести следующую схему (рисунок 1).

Эпизодическое участие предприятия в кластере может начаться с приглашения принять участие в кластерных событиях разного рода – форумах, стратегических сессиях, заседаниях рабочих групп и т.д. Как правило, организаторы стремятся собрать возможно более широкий круг участников, связанных общими

сферами деятельности или иными интересами.

I Активное участие в кластере, часть стратегии предприятия:

I – не зависит от наличия официального статуба участника кластера; I – активное развитие кооперации по вертикали ^горизонтали, инициирование и I участие в кластерных пгаюктах (результат – реорганизация цепочек ценности. I снижение издержек, тошышенпе качества продтст 1шновации – рост бизнеса)

Периодическое учасуне в кластере:

– официальный статус участника кластера;

– пользуется разгатаными сервисами и услугами кластера.

– вносит членсюге взносы;

– имеет пошгомочия участвовать в выработке решений кластера

Эптодидеское участие предприятия в кластере:

– неофициальный статус участника кластера;

– присутствие на отдельных мероприятиях кластера (по выбору); -не вносит членские взносы;

¿не имеет полномочий участвовать в выработке решений кластера

Рисунок 1 – Уровни участия предприятия в кластере

Дальнейшее их участие в кластерных отношениях будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе субъективного и психологического плана. Сложившиеся интересы и первые успехи могут дать сильный толчок к дальнейшему сотрудничеству. Различного рода сервисы, предоставляемые организацией -менеджером кластера, Центрами кластерного развития или другими институтами развития, способны перевести эпизодические контакты в периодические. Появляется смысл официально вступить в кластер, при необходимости вносить членские взносы, участвовать в принятии решений по поводу развития кластера.

Однако основной целью следует считать выход на третий уровень, когда на основе устойчивых партнерских отношений между предприятиями и организациями кластера идет активный поиск возможностей снижения затрат, развития продукта, выхода на новые рынки и в целом роста бизнеса каждого участника. Тогда работа в кластере становится для предприятия частью его стратегии, а кластер получает новые возможности для развития.

Список использованной литературы:

1 Костенко О.В. Стратегический менеджмент на примере предприятий АПК: Учебное пособие для бакалавров направления 080200.62 «Менеджмент», профиль «Экономика и менеджмент на предприятии (в АП)» / Издание 2-е. доп. и перераб.. – Киров: Вятская ГСХА, 2014.- 233с.

2 Самаруха, В.И. Формирование кластеров в сельском хозяйстве региона // Наука. Инновации. Образование. – 2008. – N 7. – С. 231-242.//

http://www.riep.ru/upload/iblock/5fb/5fb9043b1ddf695e897f5b459dd70860.pdf (дата обращения 20.08.2015).

3 Калашников, Д.И. Управление формированием кластеров в регионе (на примере сферы образования) [Текст]: автореф. дис. . канд. экон. наук. -Курск, 2012. – 24с.

4 Боев А.Г., Воронин С.И. Методические основы оценки целесообразности интеграции предприятий в промышленные кластеры // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2010. – № 3. – С. 15-19 // http://elibrary.ru/download/90837075.pdf

5 Ленчук, Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран // Экономический портал // http://institutiones.com/strategies/1928- (дата обращения 03.08.2015).

6 Дежина, И.Г. Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь? / Дежина И.Г. – М.: Издательство Института Гайдара, 2013. – 124 с. //

http://www.iep.ru/files/RePEc/gai/rpaper/122Dezhina.pdf (дата обращения 15.08.2015).

7 Управление территориальными кластерами: лучшие международные практики. – НИУ Высшая школа экономики, 2015. – 64с.

8 Филиппова, И.Г. Анализ факторов эффективной кластеризации // http://garevna.ucoz.com/panel_top-new.html?2 (дата обращения 04.08.2015).

© Костенко О.В., 2015

магистрант 1 курса экономический факультет Курский Государственный Университет г.Курск, Российская Федерация

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Данная статья посвящена изучению методов управления прибылью на предприятии. Рассмотрены основные функции прибыли, подробно охарактеризованы методы управления прибылью.

Прибыль, управление прибылью, методы управления, функции прибыли.

Главной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли. На современном этапе развития прибыль является не только источником развития предприятия, но и создает базу для роста национальной экономики в целом. Прибыль является движущим мотивом деятельности организации, а также основным источником формирования финансовых ресурсов на предприятии. Следует помнить, что прибыль – это главный критерий эффективности производственной деятельности.

Прибыль выполняет определенные функции, а именно, оценочную, стимулирующую и фискальную [1, с.103]. Рассмотрим их более подробно.

Оценочная функция – прибыль дает оценку эффективности хозяйственной деятельности организации. Но в этом случае для анализа деятельности нельзя использовать только показатель прибыли, необходим комплекс показателей, так как невозможно будет в полной мере изучить все аспекты эффективности. Прибыль отражает конечный результат деятельности. Стимулирующая функция прибыли проявляется в финансировании производственной деятельности, а также денежном поощрении работников и научно-техническом развитии производства. Каждый предприниматель должен понимать, что рост доходов может произойти лишь в том случае, если часть прибыли будет вложена в развитие компании. Фискальная функция заключается в следующем: прибыль – это основной источник отчислений в бюджет государства и внебюджетные фонды. Эти отчисления поступают в государственную казну в виде налогов и используются для финансирования основных функций, которые выполняет государство.