Усилитель автоантенны своими руками

Читал ленту и наткнулся на вопрос, как увеличить дальность приема радиоприемника. Чудес не бывает, и намотав кучу проволоки вместо антенны, проблему не решить. Сгородить в машине какой нибудь волновой канал, биквадрат, синфазку и тп, не вариант. Антенна нужна широкополосная и всенаправленная, а у таких антенн усиления практически нет. Что может быть проще и широкоплолосней куска провода? )) Вот его и будем использовать. Хотя можно подключить штатную автомобильную антенну, если есть.

И так, как же нам увеличить силу сигнала на входе приемника?
Конечно же сделать сделать усилитель для FM (УКВ) диапазона.
Бродя по просторам интернета находил разные схемы, но меня интересовали только широкополосные схемы, так как ширина диапазона примерно 20 МГц, настраивать полосовые фильтры не только не хотелось, но и было нечем. Выбрал широкополосный усилитель под кодовым названием еловая шишка… бррр ))) NK138 распространяемый как набор для самостоятельной сборки ака KIT, есть так же набор NK147 на одном транзисторе, с меньшим коэффициентом усиления.

Воплотил его в жизнь на маленьком кусочке текстолита, с небольшими изменениями в схеме.

Спаял из жести корпус, припаял разъем для магнитолы, питание брал с проводка из магнитолы, на котором появлялся + после включения. Магнитола Pioneer с радиоприемником и mp3 плеером.
Данный усилитель жил в моей 9ке, исправно принимал на кусок провода все радиостанции в городе, при отдалении от города на 20-30км принимал сильные станции, которые приемник переставал ловить при выезде за город на 10км на. Шума немного добавилось, но чувствительнось компенсировала все неудобства. С нормальной внешней антенной на авто прием будет значительно лучше.
К сожалению фотографий готового устройства нет, изготовлено было в одном экземпляре, печатка делалась ЛУТом. Размер печатки 42,5х22мм, есть файл в SL5 формате. По ссылке выше есть описание усилителя и фотки печаток для дип компонентов.

Немного о транзисторах. Применять нужно СВЧ транзисторы с минимальным коэффициентом шума, BFR91A лучший вариант на мой взгляд. Можно применить КТ3198Г или КТ368. Цена за транзистор в зависимости от жадности продавца… но можно найти от 10р за штучку. По себестоимости уложится рублей в 50 можно.

Читал ленту и наткнулся на вопрос, как увеличить дальность приема радиоприемника. Чудес не бывает, и намотав кучу проволоки вместо антенны, проблему не решить. Сгородить в машине какой нибудь волновой канал, биквадрат, синфазку и тп, не вариант. Антенна нужна широкополосная и всенаправленная, а у таких антенн усиления практически нет. Что может быть проще и широкоплолосней куска провода? )) Вот его и будем использовать. Хотя можно подключить штатную автомобильную антенну, если есть.

И так, как же нам увеличить силу сигнала на входе приемника?
Конечно же сделать сделать усилитель для FM (УКВ) диапазона.
Бродя по просторам интернета находил разные схемы, но меня интересовали только широкополосные схемы, так как ширина диапазона примерно 20 МГц, настраивать полосовые фильтры не только не хотелось, но и было нечем. Выбрал широкополосный усилитель под кодовым названием еловая шишка… бррр ))) NK138 распространяемый как набор для самостоятельной сборки ака KIT, есть так же набор NK147 на одном транзисторе, с меньшим коэффициентом усиления.

Воплотил его в жизнь на маленьком кусочке текстолита, с небольшими изменениями в схеме.

Читайте также:  Скорость интернета не поднимается выше 10 мбит

Спаял из жести корпус, припаял разъем для магнитолы, питание брал с проводка из магнитолы, на котором появлялся + после включения. Магнитола Pioneer с радиоприемником и mp3 плеером.
Данный усилитель жил в моей 9ке, исправно принимал на кусок провода все радиостанции в городе, при отдалении от города на 20-30км принимал сильные станции, которые приемник переставал ловить при выезде за город на 10км на. Шума немного добавилось, но чувствительнось компенсировала все неудобства. С нормальной внешней антенной на авто прием будет значительно лучше.
К сожалению фотографий готового устройства нет, изготовлено было в одном экземпляре, печатка делалась ЛУТом. Размер печатки 42,5х22мм, есть файл в SL5 формате. По ссылке выше есть описание усилителя и фотки печаток для дип компонентов.

Немного о транзисторах. Применять нужно СВЧ транзисторы с минимальным коэффициентом шума, BFR91A лучший вариант на мой взгляд. Можно применить КТ3198Г или КТ368. Цена за транзистор в зависимости от жадности продавца… но можно найти от 10р за штучку. По себестоимости уложится рублей в 50 можно.

Современные автомагнитолы, точнее мультимедийные комплексы (головные устройства), не всегда эффективны в плане уверенного приема на больших расстояниях. Обычно они рассчитаны на работу в небольшой удаленности от крупных городов, где установлены радиопередающие устройства и вещательные станции.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Если отъехать от населенного пункта на 20-30 километров, качество приема резко ухудшается. Если штатной антенны недостаточно для уверенного приема вещательных станций, впору задуматься об установке усилителя сигнала автомобильной антенны.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Признаки неуверенного приема

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

В зависимости от типа головного устройства автомобиля и воспроизводимой информации могут проявляться различные признаки неуверенного приема:

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

  • помехи в виде пропадания сигнала и своеобразное «шипение» при воспроизведении звукового сигнала;
  • пропадание, «замирание» сигнала;
  • уменьшение количества доступных каналов при удалении от города;
  • срывы изображения, синхронизации кадровой и строчной при воспроизведении телевизионного сигнала;
  • полное отсутствие сигнала по всем каналам;
  • воспроизведение цифрового телевизионного сигнала в виде «квадратиков»;
  • зависание цифрового интернет-канала.

Если подобные признаки часто появляются в пределах привычных зон поездок, можно рекомендовать использование автомобильного антенного усилителя.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Типы антенных усилителей для автомобиля

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Перед его приобретением необходимо определиться с типом устройства. Большинство продавцов не допускают обмена электронных средств. Они считают (и отчасти это резонно), что устройство может придти в негодность в результате его неграмотного подключения.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Автомобильных антенных усилителей на отечественном рынке немного, поэтому в первую очередь следует определиться с параметрами устройства, которые оптимально подойдут к вашему мультимедийному устройству, условиям эксплуатации автомобиля.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Антенные усилители различаются по способам организации питания:

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

  • с отдельной шиной питания;
  • с питанием гальванической развязкой по сигнальной шине.

Классические усилители с отдельным положительным проводом питания просты по подключению, подойдут к любому типу автомагнитол, но требуют отдельного провода для подключения помимо сигнального кабеля. Это не всегда удобно, особенно, когда устройство установлено далеко от места, где можно подключить питание.

p, blockquote 12,0,0,0,0 –> adsp-pro-1 –>

Усилители с питанием гальванической развязкой по сигнальному кабелю не требуют дополнительного провода. В современных головных устройствах предусмотрена подача напряжения питания по сигнальному кабелю. При подключении усилителя необходимо покопаться в настройках магнитолы. Если такой опции не предусмотрено, придется устанавливать дополнительный блок развязки возле магнитолы самостоятельно. Это не так сложно.

Читайте также:  Завод по производству принтеров

p, blockquote 13,0,1,0,0 –>

По полосе приема усилители разделяются на:

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

  • широкополосные;
  • узкополосные.

Широкополосные антенные усилители устанавливались на старые автомагнитолы, где требовалось усиливать сигнал радиовещательных станций в средневолновом, коротковолновом и FM диапазоне. В настоящее время, когда большинство каналов вещания сосредоточено в FM-диапазоне, нет необходимости усиливать ненужные каналы, уменьшая помехозащищенность усилителя. В этом плане рекомендуется устанавливать более узкополосные устройства — лишь с теми частотами, которые планируются использоваться для приема.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Коэффициент усиления устройства находится в пределах от 10 до 30 дБ. Есть усилители и бОльшим коэффициентом. Не всегда следует выбирать устройства с данным максимальным параметром.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Если сигнал приема будет мощным, он может «забить» канал усиления, приемник вообще «заткнется». С таким эффектом многие автолюбители сталкиваются, проезжая под линиями высоковольтного электроснабжения, питания электротранспорта. При движении в условиях конгломератов и удаленности до 100 километров от них достаточно усилителя с показателем 10 – 15 дБ.

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

По типу антенного устройства они разделяются:

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

  • для подключения к штыревым антеннам (обычным);
  • для подключения к дипольным (телевизионным, направленным) антеннам.

Второй тип усилителя имеет встроенную схему согласования, предназначен для подключения к специальным автомобильным антеннам.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

По производителю электронные устройства обычно разделяют на:

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

  • отечественные;
  • «сомнительного» производства.

Если первый тип вполне предсказуем, то насчет второго трудно предсказать, пока его не вскроешь. Для примера можно заглянуть внутрь двух идентичных снаружи зарубежных устройств:

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Как говорится — без комментариев…

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Как подключать

p, blockquote 26,1,0,0,0 –>

Не рекомендуется подключать автомобильный антенный усилитель к активной штатной антенне. В ней есть собственный усилитель. Даже если он вышел из строя, необходимо его полностью технически удалить, лишь тогда подключать дополнительный усилитель. В противном случае подключение нештатного устройства пользы не принесет.

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

Самое главное правило, которое необходимо соблюдать при подключении усилителя: устанавливать как можно ближе к антенно-фидерному устройству (в быту – антенне). Кто устанавливал усилитель на даче, знает, что он встраивается наверху, в антенне. В автомобиле его лучше установить рядом с антенной, например, рядом с зоной соединения с сигнальным кабелем.

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

При установке антенного усилителя важно грамотно соединить сигнальный кабель. Он состоит из центральной жилы и экранирующей оплетки. Большинство моделей усилителей с соединением рядом с автомагнитолой, но это не лучший вариант с точки зрения помехозащищенности.

p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

p, blockquote 30,0,0,0,0 –>

Его подключить просто: вынуть штатный антенный кабель из магнитолы и вставить в разрыв усилитель. Что здесь не так? Дело в том, что усилитель будет помимо полезного сигнала усиливать шумы наводки от электронных устройств самого автомобиля. Авто сам по себе является источником мощных помех. Прекрасно «шумят» системы зажигания, CAN-шина, различные автогаджеты.

p, blockquote 31,0,0,0,0 –>

Подключение по питанию лучше организовать по шине питания антенны, выход на который есть в стандартном разъеме большинства автомагнитол. Тогда усилитель будет включаться одновременно с включением головного устройства. Можно взять питание и по другим шинам питания авто, например по 30-й (параллельно плюсу аккумулятора). Но тогда антенный усилитель будет включен всегда. Потребляет он мизер. Опасно такое подключение тем, что усилитель может выйти из строя при мощной электромагнитной помехе, например, во время грозы, находясь на стоянке. С этой точки зрения оптимальны усилители с питанием по сигнальному кабелю с помощью гальванической развязки.

Читайте также:  Multiplier voltage change что это

p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

Настройка

p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

После подключения нового устройства требуется проверить его работоспособность. В усилителях с отдельным питанием это сделать проще. Достаточно въехать в зону неуверенного приема. Далее отключается дополнительная шина питания усилителя. Если в этот момент прием пропадает или идут помехи, значит, усилитель дает положительный эффект, точнее — работает.

p, blockquote 34,0,0,0,0 –>

Эффективность работы усилителя оценить сложно. Обычно это делается субъективными методами, то есть «на глаз». Антенные устройства, несмотря на свою простоту, являются чрезвычайно сложными с точки зрения расчета элементами. Иногда прием на обычные бытовые ножницы или просто кусок провода более эффективен, чем на «навороченную» антенну с крутым усилителем.

p, blockquote 35,0,0,0,0 –> adsp-pro-2 –>

Можно добиться более качественного приема, переложив трассировку сигнального кабеля, изменив место установки усилителя, даже сдвинув его на пару сантиметров вправо-влево.

p, blockquote 36,0,0,0,0 –>

В большинстве случаев, если усилитель подключен правильно, то его дополнительная настройка не требуется.

p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

Обзор некоторых моделей автомобильных антенных усилителей

p, blockquote 38,0,0,0,0 –>

Отечественный широкополосный усилитель «Триада-304» с коэффициентом усиления 16 дБ. Диапазоны работы — АМ и FM. Имеет функцию отключения питания. Это очень полезно, если автомобиль эксплуатируется в большом городе с периодическими загородными поездками на дачу.

p, blockquote 39,0,0,1,0 –>

p, blockquote 40,0,0,0,0 –>

В городе такой усилитель следует отключать, чтобы обеспечить защиту от помех.

p, blockquote 41,0,0,0,0 –>

Антенный усилитель широкополосный ANT-208 предназначен для установки в большинство автомобилей. Имеет отдельную шину питания. Коэффициент усиления – 12 дБ.

p, blockquote 42,0,0,0,0 –>

p, blockquote 43,0,0,0,0 –>

Антенный усилитель «LADA» с переключением коэффициента 12/25 дБ и светодиодной индикацией уровня удобен для работы в условиях коммерческих поездок на разные расстояния.

p, blockquote 44,0,0,0,0 –>

p, blockquote 45,0,0,0,0 –>

Специальный широкополосный антенный усилитель с коэффициентом усиления 23-25 дБ BARF-3 предназначен для установки в непосредственной близости от антенного устройства на дорогие авто. Стоит такой усилитель на порядок выше непрофессиональных устройств.

p, blockquote 46,0,0,0,0 –>

p, blockquote 47,0,0,0,0 –>

Резюме

p, blockquote 48,0,0,0,0 –>

Следует отметить, что проще приобрести и установить готовую автомобильную активную антенну. Их выбор на рынке значительно больше, чем усилителей. Обычно установку антенных автомобильных усилителей производят, если нет необходимости заменять штатную конструкцию антенны автомобиля, либо штатный усилитель вышел из строя.

p, blockquote 49,0,0,0,0 –>

Если вы знаете как заменить лампочку ближнего света, то сэкономите свои деньги.

Преобразователь напряжения с 12 на 220 В может выручить во многих ситуациях.

Видео — установка усилителя автомобильной антенны FM-018:

p, blockquote 51,0,0,0,0 –> p, blockquote 52,0,0,0,1 –>