Усилители на лампах 6р3с

Это разработка где-то конца 80-х. За это время показала себя достойно и универсально: годится как для любителей качественного звука (сочинял для себя), так и для музыкантов, которым нужна моща.

Краткое лирическое вступление. В своё время был очень популярен усилитель, опубликованный в журнале "Радио" 72г. Я тоже повторял эту схему. Недостатки её известны многим, кто её повторял: невысокая линейность, слабая устойчивость на ИНЧ, недостаточная устойчивость по ВЧ (от чего в схему введен корректирующий кондюк), узковатый частотный диапазон, и ещё что-то, чего сейчас не припомню. И главное – звучание оставляло желать лучшего.

Такого у себя дома я терпеть не мог: уши свои – не казённые. Первое, с чего я начал модернизацию – замена выходного транса. Изменения, внесенные в выходной транс напрашивались сами собой – ужесточить связь обмоток обратной связи (ультралинейных) с остальными обмотками, чем уменьшить Кг на высших частотах, и улучшить частотные и фазовые характеристики выходного каскада. В том варианте, что я применил в новой конструкции удалось расширить частотный диапазон, повысить устойчивость на ВЧ, понизить выходное сопротивление. Звучание заметно улучшилось, но теперь вся схемотехника (клон т.н. "схемы Вильямсона") стала казаться притянутой в Hi-Fi за уши – выполнена как-то "в лоб", слабым звеном оставались слабая устойчивость с ООС на инфранизких частотах, повышенные нелинейные и частотные искажения (особенно на ВЧ).

Дальнейшее усовершенствование вылилось в полному отказу от этой схемы. Было перепробовано много разных схемотехнических решений. Попытки найти оптимальный вариант привели к тому решению, который предлагаю. Hа входе я применил каскодный УН с высокой линейностью, далее – фазоинверсный каскад с разделённой нагрузкой, имеющий наибольшую линейность. При этом связал я их непосредственно, чтобы уменьшить фазовые сдвиги по пути прохождения сигнала. На выходе, правда остался знакомый ультралинейный выходной каскад с небольшими изменениями (с целью удобства наладки и повышения устойчивости), и, как уже говорилось с улучшенным выходным трансом. На схеме я условно разделил предварительные каскады, связка триодов в котором собственно и являются моим ноу-хау;), и выходной каскад, вместо которого можно присоединмть любой подходящий. При правильно изготовленном и налаженном усилке, максимальные амплитуды на управляющих сетках выходных ламп должны быть не менее 80В в нагрузке 47к. А это дало возможность полностью раскачать 6П45С. И что важно, при всех своих достоинствах схема оказалась даже проще той, от которой пришлось уходить.

В результате получился усилитель со звучанием, которое (при должных мерах), вполне может претендовать на hi-end 😉 Усилитель абсолютно устойчив, поэтому его можно использовать как с глубокой ООС, так и вообще без неё – линейность всех каскадов обеспечивает малые искажения и с разомкнутой петлёй ООС.

Из двух 6Р3С, мне удавалось получить >150ватт, из двух 6П45С – >220 ;), а в варианте с сеточными токами (специально для музыкантов) – 400ватт пиковой мощности! Но та схема уже заметно отличается от приведённой.

Подробные параметры усилителя я сейчас привести не могу – давно не мерял. Тем, кому нужен звук а не параметры, информации для повторения я дал достаточно, а если очень нужно, могу (хоть и очень в лом) перемерять. Для журнала перемерял бы наверное. А тут и так сойдёт :o)

Что касается наладки, то она проста:

Пункт 7 можно пропустить, если заменить R8 и R9 на один, сопротивлением 12к (это может на качество даже никак не повлиять, особенно с ООС).

Для питания усилителя понадобились дополнительные напряжения: 410В(10мА/канал) и стабилизированное 68В (б/т). На схеме показан идин из вариантов их получения из имеющихся. Здесь можно сделать по-разному. У меня, например, есть источник стаб. +220В для питания предусилителя, так я +68 получил делителем.

В своё время схема была окутана коммерческой тайной. Теперь please – пусть кто хочет попробует. Повторюсь, что связка УН-ФИ универсальна, и может быть использована для раскачки различных выходных PP каскадов (триодных, пентодных, класса А, АВ). Для каждого конкретного случая возможно придётся произвести перерасчёт некоторых элементов, что делается очень легко. В этом я могу оказать помощь нуждающимся.

Читайте также:  Что делать со старым жестким диском

P.S: Подобной переделке хорошо поддаются усилители "Прибой" – качество заметно улучшается.

Автор: Vladimir Vasilyev

Радиолампы, использованные в статье:
  1. 6Н1П
    • Все статьи с данной радиолампой
    • Справочные данные
    • 6П45С
      • Все статьи с данной радиолампой
      • Справочные данные

      Вас может заинтересовать:

      Комментарии к статье:

      Добавил: Антон
      Перезвоните мне пожалуйста 8 (953) 367-35-45 Антон.
      Дата: 2019-08-12
      Добавил: YenaGaum

      Видеонаблюдение состоит из камер, записывающего устройства, а также питания для камер, важно и о чем очень часто забывают покупатели.
      Если говорить о скрытое видеонаблюдение, то момент питания тоже присутствует, которое бы скрытое видеонаблюдение не было о нем всегда нужно думать заранее,
      поскольку шнуры и блок питания нужно расположить так, чтобы не нарушить эффект скрытности. Также нужно не забывать что видеонаблюдение включает такой элемент
      как кабели, соединяющие камеры и устройство записи.

      Дата: 2019-02-12
      Добавил: Валерий
      Я тоже собирал первая модель на 6р3с по схеме 1972г.Потом перешёл на Гу50 и получил мощу по 4лампы в каждом плече 650в на анодах важно очень охлаждение и питание предусилителей накала постоянным током.Обмотки выходника первичная 0.53 вторичная 1.0мм нагрузка 16головок по 8 динамиков в плече 6.5ом.
      Дата: 2015-09-09
      Добавил: Виталий
      Кто подскажет, какова чувствительность по входу схемы?
      Дата: 2015-08-03
      Добавил: Николай
      С таким выходником (данные витков и железа) как на схеме на частоте 20 Гц получаете всего ватт – 15 – 20.
      Дата: 2015-01-13
      Добавил: Алексей
      Я конечно слабо знаю еще ламповую схемотехнику но 400 ватт на 2-х не как вообще, это для них смерть мгновенная, анод сплавиться и очень быстро, ватт 100 можно выжать из двух, ну максимум 150 из сеточными токами что не есть хорошо для звука та и для лампы.
      Дата: 2014-09-07
      Добавил: евгений
      отличный усилитель.проверенно.
      Дата: 2014-02-27
      Добавил: Григорий
      Собрал пол года назад, все работает, мощность просто улетная! Скоро собираю в корпусе уже!
      Дата: 2014-02-08
      Добавил: Николай
      Усилитель стоит ДЕЛАТЬ, Все работает.Вот бы связаться с автором и кое что уточнить. И дополнить его схему очень нужным МОИМ ДОПОЛНЕНИЕМ, ( которое появилось по ходу экспериментов ). Краснофлотец.
      Дата: 2013-02-14
      Добавил: САНЯ
      так стоит его делать мне s-90 прокачать хочется или может кто-то посоветует что-то по проще
      Дата: 2012-08-31
      Добавил: Григорий Вячеславович Грошев
      собираю сейчас его
      Дата: 2012-04-09
      Добавил: anvar8808
      Для Wadima,я личо собирал сам 2 комплекта по этой схеме для музыкантов.Ставил по 2 на плече 6п45с и с этим питанием на аноде получал около 200 ватт на 6 ом.
      Но там если не подбирать лампы и кривой монтаж,то возбуд ужо с 25 ватт.
      Поэтому чтобы не думать поставил на всех сетках 45х по входу 1200пф,иначе труба.
      Далее вместо фазоинвертора включил межкаскадный транс запер эти лампы до дури и подал на анод 6н6п более 500 в.Моща была около 300 ватт,это на 4х 45х.
      Звук годился только для гитар без фуза,поиграл часа 3 и лампа 6н6р прошила.Видимо ставить надо помощнее типа ел34.Я думаю овчинка не стоит того.А так как есть собрать для дома пойдет ,и моща там ватт80 будет без клиппинга.
      Дата: 2011-06-07
      Добавил: Wadim
      . из двух 6П45С – >220 ;), а в варианте с сеточными токами (специально для музыкантов) – 400ватт пиковой мощности! Но та схема уже заметно отличается от приведённой.

      Кто знает эту схему в 400ватей?

      Дата: 2011-02-21
      Добавил: Владимир
      Здравствуйте!! Подскажите пожалуйста размеры выходного трансформатора поподробнее, если можно то в личку. Спасибо!
      Дата: 2010-06-13
      Добавил: vladimir1478
      Спасибо за откровение! Занимался повторением схемы Вилкса и Грундштейна в своё время.Очень хотелось бы попробовать Вашу разработку,но с вых. трансом,конечно,проблема.Поможете?
      Дата: 2010-02-04
      Добавил: Алексей
      а что за затык с магнитопроводом? видно что ШЛ, бери 40х50 – не прогадаешь
      Дата: 2009-12-16
      Добавил: Павел
      Офигеннийшая разрабтка.
      Эх,еслиб ещё автор данные магнитопровода выходного транса привёл.
      Дата: 2009-11-16
      Добавил: Борис Леонидович
      Уважаемый Vladimir Vasilyev специально нашёл в нете то , что можно передать как раритет понаследству.Нуждаюсь в полной информаци.Сообщите ,пожалуйста,сколько это будет стоить.

      С уважением Д.Б.Л.
      г.Борисов ,Минской обл.

      Дата: 2009-09-28

      При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

      Здесь будет статья с картинками. Можно показать упрощенный вариант схемотехники усилителя на лампах 6Р3С. Эта лампочка нигде в оглавлении сайта не отмечена, а усилитель на ней сделан. В качестве донора для построения лампового усилителя на 6Р3С можно использовать трансляционный услитель 100У-101. Оттуда берут только выходной трансформатор. Можно попытаться применить силовик. Однако здесь нужно быть внимательным. Вначале следует тщательно оценить рассеяние, измерив ток холостого хода. Если ток не более 50 мА, то смело применяйте. Если ток конский, то просто продайте это железо новичку. Ему пока не важен уровень фона в усилителестроении.

      Панельки для 6Р3С лучше использовать керамические (подходят от ГУ-50), поскольку нагревается лампа сильно. Карболит может подгорать и противно вонять. Остатки трансляционного усилителя 100У можно спокойно отнести на помойку. Лампа 6Р3С ничего выдающегося собой не представляет. Более того, баллон маловат для заявленной мощности рассеяния по аноду. Анодные выводы расположеня сверху баллона, это не очень удобно. Зато в каждом баллоне по два лучевых тетрода, схожих по характеристикам с 6П3С. Симметрией половинки лампы не отличаются, поэтому лучше тетроды одного баллона запараллелить, поставивив со всех сторон выравнивающие резисторы. Выходной трансформатор будет работать в облегченном режиме поскольку он рассчитан на параллельную работу трёх половинок в оригинальной схеме 100У. Если обеспечить принудительное воздушное охлаждение, то подгрузить лампочки можно побольше. Пример раскроя железного листа для изготовления корпуса показан ниже.

      Пример схемы усилителя показан ниже. В отличие от усилителя 100У обе половинки лампы использованы в параллельном включении.

      Схема типовая, раскачки вполне достаточно. А вот картинку схемы выходного трансформатора показать стоит. Это типовой трансформатор от лампового усилителя 100У. Выглядит этот усь как квадратный яшик, нередко голбоватого цвета, с одним индикатором на лицевйо панели. Смысл этого усилителя в его размерах. Назначение – трансляционный. Следовательно выходной трансформатор у него специфический, для работы на длинную линию. И нужно трансформатор переделывать, простым путём, обыкновенной перепайкой.

      Перед применением его нужно внимательно осмотреть, убрать лишние соединиения, и провести ревизию. Усилители 100У-101 старые, часто ржавые. Обязательно выполняют проверку обмоток мегометром. Если откровенного брака нету, то дальше трансформатор пропитывают в парафине. Основательно нужно пропитывать. Полчаса в парафиновой ванне при 80-90- градусах. На печке можно греть, на даче, чтобы вонь парафиновую не нюхать. У меня есть более продвинутые чертежи для схемы выходного трансформатора, но показывать их пока не буду. Достаточно для понимания и этих стандартных картинок.

      Евгений Бортник, Красноярск, Россия, март 2013

      Доброго всем) Давно просматриваю пикабу в свободное время – все нравится) Даже зарегистрировался, чтобы оценки ставить. Вот решил написать первый пост.

      Я кроме всего прочего уже лет 7-8 занимаюсь конструированием аудио усилителей на радиолампах и моя последняя конструкция поразила меня своей мощностью и качеством звучания. Я решил поделиться этой конструкцией с сообществом, поскольку такой схемы в Интернете нет.

      Перед тем, как будут фотографии я немного расскажу об истории этой конструкции: я задумал для себя сконструировать усилитель, усилительный тракт которого содержал бы в себе только лучевые тетроды. Это такой тип 5-ти электродных радиоламп, которые отличаются высокой степенью борьбы с антидинатронным эффектом. Более подробно об этом можно почитать в соответствующей литературе.

      Вторым условием для себя я поставил сделать аудиотракт с как можно меньшим количеством усилительных каскадов. Меньше каскадов – короче аудиотракт – меньше искажений.

      Ну и третьим условием было то, что усилитель должен был довести мою акустику до состояния насыщения.

      Поискав в интернете подобные схематические решения я наткнулся на такую схему.

      Меня очень заинтересовала эта конструкция по многим причинам:

      Во первых – непосредственная связь каскадов (Лоффтин-Уайт). При этом анод входной лампы и управляющая сетка верхнего плеча выходного каскада – один электрод. Это приводит к тому, что режим работы предварительного каскада непосредственно влияет на режим работы выходного. Кроме того из-за отсутствия фазовых искажений, вносимых переходным конденсатором в усилитель можно внести глубокую (до 30 дБ) обратную связь, которая уменьшит коэффициент нелинейных искажений усилителя и добавит стабильности в работу.

      Вот вторых – нетривиальное подключение 2-ой сетки входного каскада. Было интересно это опробовать.

      Ну и в третьих – это небольшое количество элементов, используемых в схеме. Я люблю, когда обвеса по минимуму)

      Я собрал этот усилитель в стерео варианте. Вот фотографии того, что у меня получилось:

      Я уверен найдутся те, которые сразу заметят то, что в усилителе на фотографиях стоят совсем другие лампы!

      Не хочу рассказывать как это все началось – слишком долгая история для отдельного поста, но мне очень нравиться двойной лучевой тетрод 6Р3С, или, если быть более точным 6Р3С-1. На самом деле я думаю, что лампы без индекса "1" есть. Я видел сканы документов на такую лампу в интернете.

      Собрал уже 3 разных усилителя, где в выходном каскаде стоят лампы 6Р3С-1. На форумах радиолюбителей об этой лампе встречаются диаметрально противоположные мнения. Меня эта лампа заинтересовала сразу и я много экспериментировал с ней. Это тема тоже для отдельного поста и давайте вернемся непосредственно к собранной мною конструкции.

      Я собрал этот усилитель на данной выходной лампе (выходной двухтактный каскад по половинке лампы в плечо). На входе решил применить 6Ж5П: как-то наткнулся на интересную статью, где человек собрал усилитель, куда можно ставить разные маленькие лампы серии "Ж" и сказал, что 6Ж5П звучит лучше всего (хотя ему понравились почти все). Так-же 6Ж5П – единственная маленькая лампа и этой серии, лучеобразующие пластины которой выведены на отдельный контакт. Это в схеме. ну не так конечно-же важно, но все-же.

      По итогу я собрал эту конструкцию, перестроив режимы работы каскадов усилителя, чтобы все работало как надо. На самом деле усилитель еще нуждается в небольшой наладке, я бы немного снизил параметры режима работы выходного каскада.

      Усилитель настраивал на слух, изменяя номиналы анодного и катодного сопротивления входного каскада и постоянно замерял отрицательное напряжение на управляющих сетках выходного каскада. Добился просто впечатляющих результатов! На слух – никаких искажений, даже на очень высокой громкости в дБ. Моя акустическая система (Kenwood LS-G4. Заменены ВЧ излучатели и переделаны разделительные фильтры) – на справляется с мощностью этого усилителя, при заявленной на задней стенке мощности в 60 Вт.

      Звук очень сочный и отличные упругие басы. Поток воздуха сквозь фазоинверторное отверстие акустической системы весьма интенсивно и при первых заметных на слух искажениях амплитуда колебаний басового динамика близки к предельным. По косвенным признакам выходная мощность этого усилителя никак не может быть менее 20 Вт на канал, а то и больше, при нелинейных искажениях в районе 1%.

      Более точные параметры усилителя по пока привести я не могу – измерения не проводил, но собираюсь этим заняться позже.

      Вот мой вариант усилителя В. Павлова:

      Особое внимание стоит обратить на резистор, отмеченный восклицательным знаком. Не экономьте на мощности этого сопротивления! И также в этом усилителе должна обязательно присутствовать задержка подачи питающего напряжения приблизительно в 30 сек, в противном случае вы рискуете повредить выходную лампу!

      Мой вариант по принципу работы ничем не отличается от первоисточника. Все изменения сделаны были лишь с целью обеспечения режимов работы усилителя в целом. Буду рад, если кому-то понравиться то, что я делаю. Мне как минимум это очень нравиться и этот усилитель с лихвой обеспечил меня прекрасным громким звучанием с непревзойденной детальностью, динамикой и естественностью.

      Всем мира и прекрасного звука. Первый пост. Вопросы и мнения в комментариях.